Входит ли в евросоюз израиль. История отношений Великобритании и ЕС. Досье. Особые и зависимые территории государств-членов ЕС

В 2018 году участились разговоры о выходе некоторых стран из Европейского Союза, что обусловлено политической ситуацией в мире. В этой статье мы разберём какие страны входят в Евросоюз на 2019 год.

На сегодняшний день в Евросоюз входят 28 стран.
Кроме крупных держав в списке есть и ряд автономных областей, которые подчинены более крупным государствам. Среди автономных территорий Аландские острова, Азорские острова и другие.

Какие страны входят в Евросоюз, список в 2019 году

Дата вступления в Евросоюз Страна Общее количество членов
25 марта 1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция. 6
1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия. 9
1 января 1981 Греция 10
1 января 1986 Испания, Португалия 12
1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция 15
1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония 25
1 января 2007 Болгария, Румыния 27
1 июля 2013 Хорватия 28

Карта Евросоюза со странами и столицами, границы ЕС

ВАЖНО: страны ЕС ведут политику таможенного союза. Внутри Союза действует система беспошлинной торговли, при этом количество курсирующего между странами товара не имеет значения, а значит, и не облагается налогом. Те державы, которым не посчастливилось войти в Союз, торгуют по единому таможенному тарифу.

Нужно отметить, что каждый сегмент ЕС сохраняет свою экономику и имеет все полномочия для независимого ведения экономической деятельности. НО обязательные денежные влияния в казну. Из вложений 28-ми государств складывается ВВП всего Союза.

Вступление в ЕС

Все нынешние члены Евросоюза прошли через определенные этапы, которые необходимо пройти для вступления в Союз. Так называемые копенгагенские критерии.

Какие требования к кандидатам на вступление

1. «Любое европейское государство может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза».

СПРАВКА: Что значит «европейское государство» не совсем понятно. Несмотря на то что словосочетание используется в качестве термина, его чёткого определения до сих пор не дано. На практике «европейское» трактуется как государство, относящееся к Европе географически, а также культурно, исторически и политически близкое ценностям Союза.

2. Претендующая на членство страна обязана уважать ценности, которые лежат в основе Европейского Союза, разделять их и обеспечивать поддержание этих ценностей внутри своего государства.

ВАЖНО: Основные требования: «уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам».

Договор о Европейском Союзе включает и второстепенные требования к кандидатам на вступление. Они названы названы в ст. 49 «критерии соответствия»
Условия из ДЕС устанавливаются главами государств-членов Евросоюза.

Кандидаты на вступление в Евросоюз в 2019 году

Несколько стран представили свои кандидатуры на вступление в Европейский союз:

  • Республика Албания.
  • Черногория.
  • Республика Македония.
  • Республика Сербия.
  • Турецкая республика.

СПРАВКА: для Сербии и Черногории даже установлен ориентировочный срок вступления — 2025 -й год.

Также есть потенциальные кандидаты:

  • Босния и Герцеговина
  • Республики Косово

Они ещё не кандидаты. Есть принципиальная разница между правовым статусом страны-кандидата и страны — потенциального кандидата.

Какие страны первыми вошли в Евросоюз

В первый эшелон вошли всего 6 стран (все западноевропейские): Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция. Этот состав актуален на период 50-х — 60-х годов двадцатого века.

Уже в 1793-м произошло увеличение числа стран-союзниц. Так называемое расширение, которое закончилось присоединением Великобритании, Дании и Ирландии.

1981-й год стал датой подписания договора также с Грецией, а 1986-й с Испанией и Португалией.

СПРАВКА: Договор о Европейском Союзе подписали только в 1992 году (в силу он вступил 1 ноября 1993). Только с этого момента появился Евросоюз в том формате, в котором он существует по сей день. С 93-го года он живёт по правилам ДЕС и вступление производится по строго установленному регламенту.

Первыми странами входящими в ЕС по всем официальным порядкам и установленным этапам стали Австрия, Финляндия и Швеция.

Только в двадцать первом веке началось дальнейшее расширение союза (на Восток).
1 мая 2004 года ЕС принял Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению и островные Кипр и Мальту.

В 2005 ом подписали договор, а в 2007-м стали членами ЕС восточноевропейские Болгария и Румыния.

Какая страна вступила последней в ЕС

Не так давно вошла в Европейский союз Хорватия. На данный момент это последняя страна, которая из статуса кандидата перешла в статус члена ЕС.

Хорваты подали заявление на вступление ещё в 2003-м году, на протяжении десяти лет они проходили процедуру вступления в союз. В 2004-м году Европейская комиссия одобрила инициативу, позволила Хорватии стать кандидатом.

Процесс затянулся из-за вмешательства Словении, официальные лица которой дали понять, что имеют ряд возражений по поводу вступления Хорватии в ЕС.
В 2009-ом году удалось урегулировать ситуацию при помощи международных представителей.

Подписание сопутствующих договоров состоялось в 2012-ом году, а в 2013-ом они вступили в силу, сделав Хорватию полноправным членов Евросоюза.

Страны Европы, не входящие в ЕС

  • Лихтенштейн
  • Монако
  • Швейцария
  • Россия
  • Беларусь
  • Молдавия
  • Украина
  • Норвегия
  • Андорра
  • Ватикан
  • Сан-Марино
  • Албания и Македония (не могут стать кандидатами на вступление, тк находятся в состоянии территориальных споров)
  • Азербайджан и Казахстан (частично находятся на европейской территории)
  • Косово (не может вступить в Союз, так как не все страны признают его независимым государством)
  • Приднестровье (не до конца решен вопрос о выходе из состава Молдавии)

СПРАВКА: Андорра, Монако, Сан-Марино и Ватикан являются партнёрами ЕС, активно сотрудничают со странами Союза, также официальная валюта этих государств — евро.

  • Чехия;
  • Швеция.
  • Европейский союз существует уже почти 90 лет, за это время его покинула только одна страна (Гренландия), которая в 1985 году выразила возмущение по поводу снижения квот на вылов рыбы.

    Евросоюз - это еще не вся Европа. Чтобы подробно ответить на вопрос, какие страны входят в состав этого объединения, а какие нет, рассмотрим ЕС как союз объединенных европейских стран для упрощения торговых, политических, финансовых и иных отношений.

    Мир идет к глобализации, и подобные объединения никак лучше это подтверждают. Чего больше у этого процесса - плюсов или минусов , пока никто однозначно ответить не может, ведь против налаживания связей и упрощения торговли между членами объединениям стоит почти полное уничтожение культурного разнообразия стран. Тем не менее, попробуем оценить Европейский союз беспристрастно, со всех точек зрения.

    Валюта внутри Евросоюза

    Для достижения полного экономического согласования внутри ЕС была создана единая валюта - евро . На данный момент она находится на первом месте в мире по количеству напечатанных купюр и отчеканенных монет.

    Евро как валюта существует в безналичном виде дольше, чем как банкноты и монеты. Безналичные расчеты в евро стали доступны гражданам стран ЕС с 1 января 1999 , а наличные - ровно через 3 года . Евро заменил собой ранее бывшую в обороте условную расчетную единицу ЕС. Некоторые страны, входящие в ЕС, для внешней торговли используют евро, сохраняя собственные денежные знаки внутри территории.

    Страны ЕС

    Евросоюз ведет множество вопросов, среди которых и те, что относятся к контролю общего рынка, таможенного союза, сельскохозяйственной политики и прочего.

    В данный момент в состав ЕС входят 28 государств Европы , их делят не только по территориальному расположению, но и по дате их становления членами ЕС.

    Градация стран по годам вступления в ЕС

    • 1957 г. - Бельгия, Люксембург, Германия, Нидерланды, Италия и Франция;
    • 1973 г. - Ирландия, Дания и Великобритания (последняя в настоящее время готовится к выходу их ЕС);
    • 1981 г. - Греция;
    • 1986 г. - Испания и Португалия;
    • 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия;
    • 2004 г. - Венгрия, Литва, Латвия, Кипр, Мальта, Словакия, Польша, Словения, Чехия и Эстония;
    • Болгария и Румыния;
    • 2013 г. - Хорватия.

    Претенденты на членство в Союзе , заявленные на вступление в Евросоюз - это Турция , Сербия , Черногория , Македония и Исландия . По оценкам аналитиков, первой из них в ЕС войдет Турция. Ожидается, что подписание необходимых документов, соглашений и свершение прочих официальных процедур будут завершены к 2025 году.

    Большинство из перечисленных ниже государств, не входящих в состав объединения, когда-либо выражали желание на присоединение к нему.

    Какие страны не входят в ЕС

    Лихтенштейн , Монако и Швейцария , находящиеся на территории Западной Европы , вопреки распространенному мнению, не являются членами ЕС , и никогда не включались в его состав.

    Государства, вся территория или часть которых лежит в Восточной Европе (Россия , Беларусь , Молдавия и Украина ) также не входят в Евросоюз.

    Не входит в состав ЕС, оставаясь полностью автономным государством с собственной валютой и системой правления.

    Южноевропейские страны, не вступившие в ЕС, в основном являются карликовыми - Босния и Герцеговина , Андорра , Ватикан (целиком лежащий внутри Рима) и Сан-Марино . К более крупным самостоятельным странам этого региона относятся Албания и Македония , которые из-за внутренних территориальных спорах не могут стать полноправными членами Европейского Союза.

    Есть страны, которые лежат на территории Европы лишь частично - Азербайджан и Казахстан . Интересно, что такое расположение стран не является препятствием к вступлению в ЕС, но никаких действий по интеграции стран пока не предпринималось, ни с одной стороны.

    Косово на данный момент, хоть и является отдельным государством, но не может претендовать на вступление в Евросоюз из-за того, что не все страны содружества признают его независимость от Сербии. Такая же ситуация с Приднестровьем - факт его выхода из состава Молдавии до сих пор является спорным вопросом.

    Вышеназванные «карликовые» государства Андорра , Монако , Сан-Марино и Ватикан - все же поддерживают договорные отношения со странами ЕС, частично кооперируются с ними. Кроме того, на территории стран главной валютой признан евро.

    Обсуждение Евросоюза является едва ли не главной темой для обсуждения в высших кругах общества. Ниже рассмотрим подборку общедоступных и малоизвестных, а иногда и неожиданных фактов о Европейском Союзе:

    1 Количество граждан стран под объединением ЕС еще в 2010 году перевалило за полмиллиарда . Рекордсменом по числу жителей признана Германия , далее следует Франция , а завершает тройку лидеров - . Последняя, правда, уже в 2018 году ожидаемо покинет состав ЕС ;

    2 Согласно статистическим опросам, лишь 44% жителей Латвии доверительно относятся к правлению ЕС. Остальная часть опрошенных, за исключением 1% воздержавшихся, считают, что стран не получила никакой выгоды от присоединения к Союзу;

    3 По самым скромным подсчетам, уже 2050 году население ЕС будет на 20% состоять из последователей Ислама . Этому способствует невероятно быстрый рост иммиграционного потока;

    4 Некоторые страны выбрали весьма экзотические методы по избавлению от старых денежных знаков - так, помимо перехода на евро на государственном уровне, немцы использовали старые купюры в качестве топлива для цементных заводов . Ирландцы просто захоронили прессованные пачки на свалках для гниения отходов . Евро по количеству отпечатанных банкнот тем временем побило все рекорды - если все купюры выложить в ряд, длина линии превысит в 15 (!) раз расстояние от Земли до Луны ;

    На данной странице вы можете узнать полный список стран ЕС, входящих в состав на 2017 год.

    Первоначальной целью создания Евросоюза было соединение угольных и сталелитейных ресурсов всего лишь двух стран Европы – Германии и Франции. В 1950 году нельзя было даже предположить, что спустя определенное время Европейский союз станет уникальным интернациональным образованием, объединившим 28 европейских государств и сочетающим в себе признаки международной организации и суверенной державы. В статье описано, какие страны являются членами Евросоюза, сколько на данный момент полноправных участников ЕС и кандидатов на вступление.

    Правовое обоснование организация получила значительно позже. Существование международного союза было закреплено Маастрихтским соглашением в 1992 году, вступившим в законную силу в ноябре следующего года.

    Задачи Маастрихтского договора:

    1. Создание международного объединения с тождественными экономическими, политическими и валютными направлениями в развитии;
    2. Создание единого рынка посредством создания условий для беспрепятственного передвижения продуктов производства, услуг, и других товаров;
    3. Регулирование вопросов, касающихся охраны и защиты окружающей среды;
    4. Снижение уровня преступности.

    Основные последствия заключения договора:

    • введение единого европейского гражданства;
    • отмена режима паспортного контроля на территории стран, входящих в состав ЕС, предусмотренная Шенгенским соглашением;

    Хотя юридически ЕС совмещает в себе свойства международного образования и независимого государства, фактически он не принадлежит ни к одному, ни к другому.

    Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году

    Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.

    Членством Евросоюза обладают следующие государства:

    1. Хорватия;
    2. Нидерланды;
    3. Румыния;
    4. Франция;
    5. Болгария;
    6. Люксембург;
    7. Италия;
    8. Кипр;
    9. Германия;
    10. Эстония;
    11. Бельгия;
    12. Латвия;
    13. Великобритания;
    14. Испания;
    15. Австрия;
    16. Литва;
    17. Ирландия;
    18. Польша;
    19. Греция;
    20. Словения;
    21. Дания;
    22. Словакия;
    23. Швеция;
    24. Мальта;
    25. Финляндия;
    26. Португалия;
    27. Венгрия;
    28. Чехия.

    Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.

    Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.

    С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.

    Какие требования к кандидатам на вступление

    Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

    Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

    • применение на территории страны принципов демократии;
    • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
    • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
    • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

    Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

    Официальные заявленные кандидаты на членство в Евросоюзе

    Сегодня в статусе кандидатов на вступление в Европейский союз пребывают следующие ассоциированные члены ЕС:

    • Турецкая республика;
    • Республика Албания;
    • Черногория;
    • Республика Македония;
    • Республика Сербия.

    Правовое состояние Боснии и Герцеговины, Республики Косово – потенциальные кандидаты.

    Заявление на членство Сербия подала в декабре 2009 года, Турция — 1987 году. Следует отметить тот факт, что, если Черногория, подписавшая в 2010 году соглашение об ассоциации, станет членом ЕС, для россиян это может обернуться введением визового режима и, возможно, закрытием границ балканского государства.

    Несмотря на стремление большинства стран стать членами международной организации, существуют и такие, какие выявляют желание выйти из него. Красочным примером может быть Англия (Великобритания), заявившая о возможности выхода в январе нынешнего года. Желание британцев обусловлено наличием ряда причин, в числе которых долговой кризис Греции, снижение уровня конкурентоспособности продукции стран, входящих в ЕС, на мировом рынке и прочие обстоятельства. Провести референдум по поводу выхода из Евросоюза Великобритания планирует в 2017 году.

    Процесс выхода из состава ЕС регламентируется пунктами Лиссабонского договора, который имеет законную силу и действует с декабря 2009 года.

    Евросоюз

    Что такое Евросоюз

    Это объединение европейских государств, уникальное международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства. Проще говоря, все страны входящие в Евросоюз, хотя и являются независимыми, но подчиняются одинаковым правилам: в них действуют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной системы, и т.п.

    Совет 1: Какие европейские страны не входят в Евросоюз

    Словом, законы Евросоюза действуют во всех странах Евросоюза.

    В 2013 году, после вхождения в ЕС Хорватии, в Евросоюзе 28 стран.

    В 2017 году Великобритания заявила о выходе из Евросоюза, но официально она остаётся его членом.

    Страны, входящие в Евросоюз (последнее расширение — 2013 год)

    • Австрия (1995 год)
    • Бельгия (1957 год)
    • Болгария (2007 год)
    • Великобритания (1973 год)
    • Венгрия (2004 год)
    • Германия (1957 год)
    • Греция (1981 год)
    • Дания (1973 год)
    • Ирландия (1973 год)
    • Испания (1986 год)
    • Италия (1957 год)
    • Кипр (2004 год)
    • Латвия (2004 год)
    • Литва (2004 год)
    • Люксембург (1957 год)
    • Мальта (2004 год)
    • Нидерланды (1957 год)
    • Польша (2004 год)
    • Словакия (2004 год)
    • Словения (2004 год)
    • Португалия (1986 год)
    • Румыния (2007 год)
    • Финляндия (1995 год)
    • Франция (1957 год)
    • Хорватия (2013 год)
    • Чехия (2004 год)
    • Швеция (1995 год)
    • Эстония (2004 год)

    Кандидаты на вступление в Евросоюз:

    • Исландия
    • Македония
    • Сербия
    • Турция
    • Черногория

    Не путайте Евросоюз, и Шенгенскую зону! Не все страны евросоюза входят в шенгенскую зону, и наоборот - некоторые страны входящие в шенгенкую зону не входят в Евросоюз.

    См. Страны входящие в шенгенскую зону

    Страны, входящие в шенген, но не входящие в Евросоюз

    Где оформить Шенгенскую визу

    Экономическая интеграция стран Европейского союза

    В настоящее время наиболее высокая степень международной экономической интеграции достигнута в рамках Европейского Союза (ЕС), прошедшего все этапы интеграционного процесса и находящегося ныне в состоянии трансформации экономического и валютного союза в политический. Развитие этой интеграционной группировки началось в 1952 г., когда было создано Европейское объединение угля и стали в составе 6 стран – ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. В 1957 г. эти страны подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества. В 50-60-е гг. в рамках ЕЭС сложился вначале таможенный союз, а затем началось формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. системы «четырёх свобод». Поскольку создание общего рынка официально декларировалось в Римском договоре как основная цель экономической интеграции, то в течение нескольких десятилетий участники этой группировки именовались «странами Общего рынка». К 1968 г. был сформирован таможенный союз, интеграция в рамках которого дополнялась согласованной внутри- и внешнеэкономической и валютной политикой, а также элементами координации общеполитических и правовых позиций, что отразилось в изменении названия группировки – она стала именоваться Европейским Сообществом. В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 80-е гг. – Греция, Испания и Португалия, в 90-е – Австрия, Швеция и Финляндия. К концу 70-х гг. была создана Европейская валютная система, введена единая расчётная единица — ЭКЮ на базе «корзины валют» стран-участниц. Валютная система предполагала установление пределов колебаний курсов национальных валют при взаимном обмене и обмене на доллары на уровне плюс-минус 2,25% от курсов центральных банков (для большинства стран) и формирование, тем самым, своего рода валютного «коридора» («валютной змеи») для стран-участниц. Это означало существенный шаг по пути трансформации таможенно-платёжного союза в экономический и валютный.

    Важнейшим рубежом в процессе данной трансформации стало заключение в 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) договора о создании Европейского союза (договор вступил в силу с ноября 1993 г.). Были существенно расширены функции наднациональных органов, приняты принципиальные решения о создании системы единого экономического пространства, постепенном переходе к единой валюте и о введении, наряду с национально-государственным, института единого гражданства.

    В течение нескольких лет осуществлялся процесс перехода к единой валюте (евро), которая вначале использовалась как расчётное средство, пришедшее на смену ЭКЮ, а затем, с 2002 г., стала выполнять и роль наличной валюты, призванной исполнять функцию денежного средства обращения и заменить национальные валюты. К 2000 г. население 15 стран ЕС составляло около 380 млн. чел., доля этой интеграционной группировки в производстве МВП – около 29%, в мировом экспорте – более 41%.

    В апреле 2003 г. в г.Афины был подписан договор о принятии в ЕС десяти новых членов: это три бывшие советские прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения) и два небольших островных средиземноморских государства – Мальта и Кипр (в греческой части). В ЕС создана система органов надгосударственного управления. Важнейшими из них являются:

    — Совет ЕС – в форме сессий на уровне глав государств и правительств не реже 2-х раз в год, а также Совет министров на уровне различных министерств (иностранных дел, экономики, финансов, отраслевых министерств). Именно на уровне этих органов управления принимаются принципиальные решения, определяющие стратегию развития интеграционной группировки;

    — Комиссия ЕС – исполнительный орган, некий аналог правительства, призванный осуществлять реализацию решений Совета ЕС; включает в свой состав несколько десятков основных руководителей (комиссаров), ведающих определёнными функциональными и отраслевыми сферами управления. Резиденция КЕС расположена в Брюсселе; общий штат сотрудников – около 20 тыс. чел.;

    — Европейский Парламент (Европарламент) – избирается с 1979 г.

    Список стран, входящих в Евросоюз на сегодняшний день

    — Система Европейских банков;

    — Европейский суд;

    — Европейский социальный фонд;

    — Европейский фонд регионального развития;

    Необходимо отметить, что ЕС – это не только региональный, но и глобальный хозяйствующий субъект. Десятки стран мира имеют различные экономические договоры с ЕС и пользуются теми или иными преимуществами и льготами в торговых, финансово-кредитных и иных экономических отношениях с этой интеграционной группировкой; это особенно относится к европейским странам, не входящим в ЕС, к странам средиземноморского бассейна и бывшим колониям европейских держав, прежде всего – к так называемым «странам АКТ» (Африки, Карибского моря и Тихого океана). Многие европейские и неевропейские страны (в том числе из числа бывших республик СССР) ставят задачу присоединения к ЕС в качестве важнейшей стратегической цели. С июля 1998 г. вступило в силу Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве ЕС и РФ; создан специальный орган – Комитет сотрудничества, призванный как содействовать обсуждению принципиальных вопросов развития сотрудничества, так и принимать конкретные решения по текущим проблемам торговых, финансовых и иных взаимоотношений. Обе стороны рассматривают развитие сотрудничества в качестве приоритетных стратегических направлений экономической и политической деятельности. Для России ключевое значение имеет тот факт, что на страны ЕС приходится до 40% её внешней торговли, в западноевропейских валютах (а теперь – в евро) номинировано более 40% внешнего долга и четверть официальных резервов ЦБ РФ.

    В настоящее время, несмотря на имеющиеся различия подходов и противоречия в рамках ЕС, достаточно интенсивно развиваются процессы трансформации этой интеграционной экономической группировки в политический союз. Важнейшее значение имеет при этом введение института единого гражданства, усиление принципа обязательности решений надгосударственных органов и проведение единой внешней политики.

    Осуществляются конкретные шаги по формированию единых европейских вооружённых сил, особых воинских контингентов, объединяющих подразделения ряда европейских стран, например, Франции и Германии и т.д. Всё это означает, что ЕС, фактически, трансформируется из союза государств в одно конфедеративное государство, хотя данный процесс протекает противоречиво и сталкивается с противодействием как внутреннего, так и внешнего характера. Очевидно, что формирование такого конфедеративного государства противоречит глобальным геополитическим целям США, которые вместо конгломерата небольших вассальных стран получают на территории Европы серьёзного конкурента, имеющего по некоторым параметрам превосходство над американской экономикой. США, в частности, негативно относятся к идее создания европейских вооружённых сил, создание которых неизбежно поставит вопрос об их соотношении с военными структурами НАТО (а, в перспективе – и о целесообразности сохранения этой военно-политической группировки с безоговорочным доминированием США). В качестве средства торможения европейской военно-политической интеграции США используют развязывание военных конфликтов, и если во время войны в Югославии их разногласия с европейскими союзниками удалось замаскировать, то в связи с иракским конфликтом противоречия как между США и ЕС, так и в рамках само й интеграционной группировки приняли открытые и острые формы. Однако ключевое значение имеет факт сформировавшегося в Западной и Центральной Европе единого экономического пространства, становящегося центром притяжения для национальных хозяйственных систем нескольких континентов.

    ⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

    Похожая информация:

    Поиск на сайте:

    Вопрос. Европейский Союз как международная организация с признаками наднациональности. Сотрудничество РФ с Европейским Союзом.

    Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.

    В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданство ЕС.

    ЕС стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов. Это международная организация, но от существующих организаций Союз отличает то, что он стал не координационной, а наднациональной организацией: право ЕС имеет преимущество перед национальным, и его субъектами являются не только государства, но также физические и юридические лица; решения Союза имеют прямое действие на территории государств-участников; его власть независима от государств, служащие ЕС и члены Европарламента представляют не государства, а народы; предполагается возможность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов.

    Ключевыми моментами новой стратегии ЕС являются строительство экономического и валютного союза, общая внешняя политика и оборона, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, учреждение единого гражданства.

    В состав организации входят 28 государств Европы.

    Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:

    внутреннее право Союза как международной организации;

    право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деятельности государств Союза.

    Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.

    Совет заседает два раза в год.

    Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция).

    С 1 января 1996 г. в ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.

    Российская Федерация активно сотрудничает со странами Европейского Союза. Так, в 1994 г.

    Список стран Евросоюза на 2018 год

    было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Соглашением учреждается партнерство между Россией, с одной стороны, и Сообществом и его государствами-членами, с другой стороны. Целями этого партнерства являются обеспечение рамок для политического диалога между сторонами, содействие торговле, инвестициям; укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию и завершению перехода к рыночной экономике, обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе; создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.

    Цели Европейского Союза – это основные направления создания и деятельности объединения. Цели ЕС распространяются на различные сферы:

    Сфера прав и свобод человека(содействие утверждению мира, благосостояния и общих ценностей народов)

    Сфера экономики(построение общего внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции; прогрессивное и устойчивое развитие, которое обеспечит подъем экономики; социальная рыночная экономика; содействие занятости и социальному прогрессу)

    Социальная сфера(борьба с социальным отчуждением, дискриминацией; содействие социальной защите и справедливости; обеспечение гендерного равенства).

    построение единого и общего внутреннего рынка;

    создание Экономического и валютного союза;

    экономическая и социальная сплоченность;

    повышение занятости и другие задачи социальной сферы;

    развитие высокого уровня образования и здравоохранения;

    развитие культуры и профессиональное обучение;

    меры по защите прав потребителя;

    меры по защите окружающей среды;

    Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

    Европейский Союз. Расширение на Восток

    политика ЕС по интеграции в Европейское Сообщество стран Центрально-Восточной Европы. После падения Берлинской стены и распада Советского Союза главной стратегической задачей ЕС стала политика продвижения на Восток.

    Список стран-участников Евросоюза на 2018 год

    В 2002 г. названы кандидаты для вступления в ЕС. Это страны ЦВЕ: Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония. Из средиземноморских государств кандидатами стали Мальта и Кипр. Впервые в истории ЕС политическое решение о приеме новых членов в ЕС доминировало над экономическим. Для большинства кандидатов из стран ЦВЕ позитивными факторами присоединения являются таможенный союз, свободное движение капитала и услуг, миграция рабочей силы.

    Валовой национальный продукт в странах-кандидатах на душу населения составляет 20-60% от среднеевропейского уровня. Только Словения и Чехия имели к моменту принятия решения устойчивые темпы роста, низкую безработицу и доход ВНП на человека, составляющий немногим более половины от среднеевропейского. В наиболее благополучной по макроэкономическим показателям постсоветской республике - Эстонии, ВНП на душу населения составил 23 % от среднего по ЕС.

    В остальных странах Восточной и Центральной Европы экономические показатели не отвечают требованиям членства в ЕС, а Россия и Украина значительно увеличили разрыв в худшую сторону и в экономическом отношении стали более удаленными от Западной Европы. Венгрия, имеющая самый высокий уровень иностранных инвестиций в Центральной Европе, уступает в два раза аналогичному показателю Португалии, самой бедной страны ЕС.

    По своему геостратегическому значению задача расширения ЕС на Восток сравнима лишь с созданием самого Европейского Сообщества в середине 20 века. Однако, остается открытым вопрос восточных границ и скорости объединения. Становится очевидным, что этот процесс будет значительно более медленным, чем казалось после падения «железного занавеса». Продвижение ЕС на восток имеет определенные границы. Возможно, в будущем будут приняты Болгария и Румыния. И на этом продвижение ЕС на восток завершится. Об этом свидетельствуют и ограниченные финансовые ресурсы ЕС.

    При совокупном бюджете ЕС в 2003 г. в 100 млрд. евро (1/8 часть бюджета Германии) намечается выделить для новых членов ЕС 41 млрд. евро в течение трех лет. Эта сумма более чем в два раза меньше капитала, выделенного США в рамках плана Маршалла на восстановление Европы (в сопоставимых ценах). Если Соединенные Штаты выделили на европейскую реконструкцию 1,5 % ВВП, то ЕС всего лишь 0,08 %. С учетом суммарного членского взноса центрально-европейских государств в 15 млрд. евро, затратная статья ЕС сократиться до 25 млрд. евро. По сравнению с Германией, израсходовавшей в 90-е годы на воссоединение восточных земель 600 млрд. евро, объемы финансирования расширения ЕС на Восток являются неэквивалентными политическим обещаниям и заверениям.

    Германия обеспечивает 28 % бюджета ЕС, получая из его доходной части лишь 13 %. Поэтому проамериканская ориентация ЦВЕ по иракскому кризису, вызывает негативную оценку Берлина, выступающего против войны. На Западе неоднозначно оценивается процесс продвижения ЕС на Восток. В предстоящем расширении политический фактор впервые доминирует над экономическим. Великобритания продолжает балансировать между «европеизмом» и «атлантизмом», выступает за более тесное экономическое сотрудничество с США и НАФТА. Имеются предложения по экономической североатлантической интеграции на городском уровне по аналогии средневекового ганзейского союза. Германия возлагает надежды на положительный экономический результат от интеграции в силу своего геостратегического положения. Для Франции расширение на Восток, наоборот, не является первостепенной экономической проблемой. Восточная Европа, принадлежащая к православной цивилизации, никогда не будет частью преимущественно западнохристианского ЕС. Россия слишком велика, чтобы стать членом ЕС. Украина с коррумпированной элитой представляет угрозу западным ценностям. В Западной Европе ширится движение против «Евроленда», включая противодействие расширению Европейского Союза и наплыву мигрантов (дешевой рабочей силы).

    Источник: Геоэкономический словарь-справочник

    ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС), крупнейшее интеграционное объединение европейских государств. В ЕС входят 27 государств (по состоянию на 1.1.2007), в том числе с заморскими территориями, находящимися в других частях света. Площадь ЕС составляет 4 миллиона 317 тысяч км 2 , население — 492,8 млн. человек.

    Договор об образовании Европейского союза был подписан в Маастрихте (1992; смотри Маастрихтский договор). Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейских сообществ (два из них действуют в составе ЕС, образуя первую опору), дополненных общей внешней политикой и политикой безопасности (вторая опора) и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Эта структура получила наименование «системы трёх опор». Амстердамский договор (1997) закрепил создание пространства свободы, демократии и законности; сформировал специализированный механизм защиты демократических устоев и принципов, предусматривающий возможность наложения санкций на государство, их нарушающее; предложил меры по подготовке Хартии основных прав и свобод человека (прокламирована в 2000). В 2001 году был подписан Ниццкий договор для укрепления гарантий и предотвращения рисков, связанных с новым крупным расширением состава ЕС, в котором была закреплена пересмотренная концепция «продвинутого сотрудничества», введены новые гарантии против возможного нарушения демократических основ и принципов ЕС, пересмотрен порядок функционирования его судебной системы. 29.10.2004 подписан Договор об учреждении Конституции для Европы. В соответствии с принятым порядком Договор и прилагаемые к нему документы были переданы на ратификацию государств — членов ЕС (Договор ратифицирован 15 государствами, однако во Франции и Нидерландах проект Конституции ЕС не получил поддержки и процесс ратификации был прерван).

    Реклама

    Цели и принципы ЕС. Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господстве права, принципах, общих для государств-членов (ст. 6.1 Договора). Они реализуются в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин. Все государства-члены обязаны не только декларировать свою приверженность этим ценностям, но и обеспечивать их действенную реализацию. Отклонение от соблюдения этих начал и принципов может повлечь за собой принятие предупредительных мер со стороны ЕС или, при наличии постоянной и серьёзной угрозы, наложение санкций путём приостановления права участия в работе органов ЕС или даже членства в ЕС.

    На основе общих ценностей, целей и принципов формулируются конкретные задачи, стоящие перед интеграционным образованием. В области внутренней политики к задачам, которые решаются Сообществами и Союзом, отнесены: построение общего и единого внутреннего рынка, создание экономического и валютного союза, осуществление политики экономической и социальной сплочённости, содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу, обеспечение и защита прав потребителей, принятие радикальных мер по защите окружающей среды. В социальной сфере на первый план выдвигается содействие повышению занятости, росту благосостояния и качества жизни, достижению высокого уровня здравоохранения, образования и профессионального обучения, усилению социальной защиты и борьбе с социальным отчуждением. Участие интеграционных объединений в развитии и подъёме культуры подчинено соблюдению национальной индивидуальности, самобытности и своеобразия национальных культур. С созданием ЕС ряд новых задач формулируется в рамках второй и третьей опор. Принимаются меры по активизации участия ЕС в решении задач гуманитарного характера и осуществлении коллективных мер по поддержанию мира. В целях развития общей оборонной политики предусмотрено создание европейской группы военного планирования и формирование коллективных вооруженных сил ЕС. Специализированный аппарат в области планирования совместных операций за пределами ЕС создан и функционирует под руководством Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

    Расширению сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере должны содействовать формирование новых специализированных структур и разработка программ сотрудничества. Учреждены Европол и Евроюст (занимается в основном проблемами судейского и прокурорского сотрудничества), создано Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах ЕС, принято принципиальное решение об образовании Европейской прокуратуры, разработаны меры по введению в действие единого европейского ордера на арест. Учреждён ряд специализированных органов, призванных содействовать усилению борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Осуществлена коммунитаризация Шенгенских соглашений (т. е. их интеграция в систему права Сообществ): разработанные в рамках концепции продвинутого сотрудничества Шенгенские соглашения призваны регулировать осуществление визовой и миграционной политики, а равно предоставление убежища (к Шенгенской зоне присоединились некоторые государства — не члены ЕС — Норвегия и Исландия, решение о присоединении к Шенгенской зоне одобрено на референдуме в Швейцарии). В целях дальнейшей детализации визовой политики и обеспечения безопасности границ ЕС 7 государств подписали новые соглашения, получившие наименование Шенгенплюс (2007).

    ЕС — наиболее развитая форма экономической интеграции в Европе, прошедшей все этапы развития — зона свободной торговли, таможенный союз, единый внутренний рынок, экономический и валютный союз. С 1968 года в Европейском сообществе полностью отменены таможенные пошлины во взаимной торговле, введён единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В 1993 году окончательно сложился единый внутренний рынок, представляющий собой хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого обеспечено свободное перемещение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов. Экономический и валютный союз начал функционировать с 1.1.1999 и предусматривал введение общей валюты-евро. Европейская экономическая интеграция развивается по двум направлениям: всё более полного объединения национальных хозяйств в единую региональную хозяйственную систему и территориального расширения зоны интеграции.

    Одна из задач ЕС — обеспечение гармонизации национального законодательства на основе целей и принципов ЕС.

    Государства - члены Европейского союза

    Условия и порядок такой гармонизации регулируются непосредственно учредительными договорами. Каждый из них содержит клаузулу солидарности, требующую добросовестного и лояльного исполнения принятых участниками интеграции обязательств, налагаемых учредительными актами и нормами вторичного права.

    Институты ЕС. Полномочия, переданные в ведение интеграционных образований, осуществляются широкой системой органов, специализированных организаций (агентств) и институтов. Основные институты — органы ЕС, наделённые правом издания обязательных нормативных правовых актов. Система институтов первоначально была учреждена в каждом из трёх Сообществ. На начальном этапе (1957) в рамках европейских интеграционных организаций были созданы общие Парламент и Суд; в 1965 году был подписан Договор об объединении, на основе которого учреждены единые для всех Сообществ Совет и Комиссия. Договор об образовании ЕС предусматривал создание единой системы институтов для Сообществ и Союза. Современная система институтов закреплена в Ниццком договоре.

    Высший орган политического руководства — Европейский совет. К институтам ЕС отнесены: Совет ЕС, Европейская комиссия, Европейский парламент, судебные органы ЕС и Счётная палата. К числу важнейших органов ЕС, статус которых определяется непосредственно в учредительных актах, относятся органы Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ); Комитет постоянных представителей (Корепер) и ведущие консультативные органы — Экономический и социальный комитет и Комитет регионов. Статус многочисленных вспомогательных и консультативных комитетов определяется специальным регламентом, регулирующим создание и функционирование органов, входящих в систему комитологии. В процессе функционирования ЕС были учреждены и многочисленные специализированные организации и учреждения, на которые возложено осуществление административной и координационных функций в конкретных и сравнительно узких областях. Некоторые из них играют весьма существенную роль, например Европол, Евроюст и др.

    Деятельность институтов и органов ЕС подчинена принципам субсидиарности и пропорциональности. Принцип субсидиарности, применяемый за пределами исключительной компетенции ЕС, предполагает, что решение или действие осуществляются на уровне ЕС или государств-членов или даже их регионов в зависимости от того, где их реализация будет максимально эффективна. Принцип пропорциональности предполагает, что институты ЕС будут строго придерживаться правил наделения компетенцией и не будут выходить за пределы тех прав и правомочий, которые переданы государствами-членами в ведение Европейских сообществ и ЕС.

    Европейский союз и Европейские сообщества. ЕС и Европейские сообщества образованы на базе учредивших их международных договоров. Однако по своей природе и характеру они отличаются от обычных международных организаций. Главным в деятельности ЕС и Сообществ является решение проблем и задач внутренней политики. Полномочия ЕС в сфере внешних связей осуществляются на основе правил, которые заметно отличаются от применяемых в рамках Сообществ.

    Европейские сообщества пользуются статусом юридического лица. На территории государств — членов ЕС они осуществляют соответствующие права в максимально полном объёме. Сообщества обладают также международной правосубъектностью (могут вступать в отношения с третьими государствами и международными организациями, заключать международные договоры и соглашения, а равно обладают собственными дипломатическими представительствами в зарубежных странах). ЕС статусом юридического лица не обладает. Однако наличие единой системы институтов ЕС и Сообществ позволяет на практике осуществлять международные связи и принимать решения по внешним политическим вопросам как от имени ЕС, так и Сообществ (соответственно присоединяющиеся к ЕС новые государства становятся членами не только ЕС, но и Сообществ).

    ЕС обладает собственной территорией, производной от территорий государств-членов. В ЕС введено собственное гражданство. Его обретают все физические лица, обладающие национальным гражданством государств-членов ЕС. Обретение гражданства ЕС порождает ряд политико-правовых последствий: пользование избирательным правом при формировании Европарламента и при формировании национальных муниципальных органов, право доступа к должностям в аппарате ЕС, право на дипломатическую защиту со стороны представительств ЕС за рубежом и др.

    В ЕС введена собственная валюта: денежной единицей ЕС является евро. Для вхождения в зону евро необходимо соблюдение ряда жёстких правовых требований. Это привело к тому, что ещё в момент создания еврогруппы, когда в ЕС было 15 государств-членов, в её состав вошли лишь 12. Вступление в ЕС не влечёт за собой автоматического включения в зону евро. Из вновь принятых государств только одна Словения (2007) вошла в зону евро.

    Условия и порядок принятия в состав ЕС новых членов. За годы, прошедшие после формирования европейских интеграционных образований, их состав претерпел существенные изменения. К 6 государствам-учредителям (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) присоединились: в 1973 — Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 — Греция, в 1986 — Испания и Португалия; с 1995 — Австрия, Финляндия и Швеция; с 2004 — Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр; с 2007 — Болгария и Румыния. Претендентами на вступление являются Турция и некоторые Балканские страны.

    Условия вступления в состав ЕС определены в учредительных договорах, в последующих нормативных правовых актах и политических решениях, вынесенных на уровне Европейского совета («Копенгагенские критерии»). Членами ЕС могут быть только европейские государства. Они должны полностью разделять ценности, цели и принципы ЕС. Государства-кандидаты должны обладать свободной рыночной экономикой и соблюдать правила и принципы добросовестной конкуренции. Они обязаны привести свою правовую систему в соответствие с установлениями и предписаниями европейского права (acquis communautaire — правовое достояние Сообществ).

    Государство, претендующее на вступление в ЕС, направляет обращение в Совет ЕС, который, действуя по рекомендации Европейской комиссии, принимает решение об открытии переговоров. Ведение переговоров возлагается на Европейскую комиссию. Государства-кандидаты получают соответствующие финансовые дотации и техническую поддержку. Их представители участвуют в работе органов ЕС на консультативных началах.

    Работа по приёму завершается подписанием Соглашения о присоединении и Акта о вступлении в ЕС. По завершении рассмотрения на уровне институтов ЕС решение передаётся на усмотрение государств — членов ЕС.

    Ратификация должна иметь место не только во всех государствах-членах, но и в государствах-кандидатах. Все акты о присоединении содержат многочисленные оговорки и временные ограничения, особенно в том, что касается реализации четырёх свобод, связанных с участием в общем рынке.

    Действующие учредительные акты не содержат постановлений, регулирующих порядок возможного выхода из состава ЕС.

    Соответствующие постановления были разработаны и включены в проект Конституции ЕС (предусматривают возможность выхода государства-члена при условии заблаговременного извещения и выполнении некоторых обязательств, связанных с членством в ЕС). Государства, вступающие в ЕС, не становятся автоматически участниками соглашений, принятых на основе концепции продвинутого сотрудничества.

    ЕС и Российская Федерация являются стратегическими партнёрами, между ними подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (1994, вступило в силу с 1.12.1997), базирующееся на «воплощении общих ценностей, лежащих в основе двустороннего сотрудничества». Отношения ЕС — Российской Федерации развиваются в рамках стратегии развития отношений на среднесрочную перспективу (2000-10), которая предполагает «построение единой Европы без разделительных линий». В Российской Федерации действует представительство ЕК, а при ЕС — постоянное представительство Российской Федерации.

    Лит.: Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992; Право Европейского Союза / Под редакцией С. Ю. Кашкина и др. М., 2002; Россия и Европейский Союз. М., 2003.

    Евросоюз - мировая организация, имеющая в наше время значимость в политическом и экономическом мире. Интерес к Евросоюзу проявляют все государства и все слои населения, ведь функции и цели этой организации затрагивают самые актуальные темы и проблемы. Масштабность, широкий функционал, а также полномочия в международных отношениях делают Евросоюз влиятельной мировой организацией уже длительное время.

    Страны-участники ЕС

    Евросоюз начал свою деятельность в 50-х годах 20 века. На сегодня организация объединяет 28 стран-участниц западной и центральной Европы. Ежегодно прослеживается заинтересованность Евросоюзом, а соответственно, процесс расширения не стоит на месте. Однако и спорные ситуации не обходят союз стороной, есть определенные недовольства единой политикой и экономическими проблемами.

    Страны, которые входят в Евросоюз:

    Страна Год вступления
    Франция 1957
    Нидерланды 1957
    Люксембург 1957
    Италия 1957
    Германия 1957
    Бельгия 1957
    Великобритания 1973
    Ирландия 1973
    Дания 1973
    1981
    Испания 1986
    Португалия 1986
    Австрия 1995
    1995
    Швеция 1995
    Чехия 2004
    2004
    Польша 2004
    Словакия 2004
    Словения 2004
    Мальта 2004
    Литва 2004
    Латвия 2004
    Кипр 2004
    Венгрия 2004
    Болгария 2007
    Румыния 2007
    Хорватия 2013

    Для всех стран Евросоюза действует единый рынок. Валюта Евросоюза (евро) используется в 17 странах, создавая тем самым еврозону. Кроме того, эти страны обладают правом выпуска монет и банкнот евро.

    Как серьезная и масштабная организация, Евросоюз имеет определенные институты:

    1. Европейский совет - им определяется основная политическая линия развития ЕС. Во главе Европейского совета стоит председатель, избираемый главами государств на срок 2,5 года.
    2. Совет Евросоюза - чаще всего включает министров иностранных дел, либо же соответствующих должностных лиц при возникновении каких-либо отраслевых вопросов. Занимается вопросами по всем направлениям деятельности.
    3. Европейская комиссия - руководит единой политикой ЕС, своего рода правительство. Занимается законодательной и нормативной документацией, а также ее соблюдением.
    4. Европейский суд - формирует европейское права, контролирует его верное толкования. Кроме того, рассматриваются дела физических и юридических лиц, проводятся проверки отчетов о доходах и расходах ЕС.
    5. Европейский центральный банк - управление резервами Европейской системы Центральных Банков, устанавливает валютную политику ЕС, а также определяет ключевые процентные ставки.

    История создания Евросоюза

    Создание Евросоюза выпало на тяжелое время после Второй Мировой войны. Первое объединение носило название - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), включало в себя шесть стран: Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.

    В 1957 году, подписав Римский договор, создается Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) на базе Европейского сообщества по атомной энергии и ЕОУС.

    1967 год стал основополагающим, все три европейских сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

    1993 году - вступление в силу договора, составленного в Нидерландах, г. Маастрихт - создание Европейского Союза. Урегулирование денежных и политических систем европейских стран было завершено на этом этапе.

    Вступление в ЕС

    Расширение Евросоюза не останавливается, по актуальным данным на 2018 год, претендентами на членство в ЕС выступают такие страны: Албания, Турция, Сербия, Македония, Черногория. Кроме того, на вступление в ЕС претендуют и страны с других континентов, которые ранее подписывали соглашение про ассоциацию: Египет, ЮАР, Израиль, Ливан, Чили, Мексика и другие.

    Говоря о претендентах на членство в Евросоюзе, нельзя не сказать и о масштабном выходе из ЕС, которое планируется на март 2019 года. Великобритания провела референдум о выходе из ЕС, на котором 52% жителей проголосовали за выход страны из ЕС.

    Вступление новых стран в ЕС происходит с тщательным отбором. Существуют определенные критерии, страна-кандидат должна им соответствовать. Перечень и правила таких критериев собраны в отдельном документе под названием «Копенгагенские критерии». Особое внимание уделяется таким вопросам:

    1. Принципы демократии.
    2. Права человека.
    3. Развитие конкурентоспособности экономики.

    После прохождения проверки на соответствие критериям, принимается решение о принятии страны в ЕС или же о том, что необходимо еще подождать. Если ответ о членстве в ЕС отрицательный, то стране-кандидату обязательно предоставляется перечень параметров и критериев, которые она должна привести в норму в установленный для этого срок.

    Членство в ЕС для любой страны - престижный и показательный фактор состоятельности. Единая политика «таможенного союза», единая внешнеторговая политика, свобода внутреннего передвижения, общее экономическое пространство, единые социальные стандарты - все это привилегии членов Евросоюза.


    (с 1 января ) Председатель
    Совета Евросоюза Ян Фишер
    (с 8 мая ) Площадь
    - Общая 7-я в мире *
    4 892 685 км² Население
    - Всего ()
    - Плотность 3-е в мире *
    499.673.325
    116,4 чел/км² ВВП (на базе PPP)
    - Всего ()
    - ВВП/чел 1-й в мире *
    $ 17.08·10¹²
    $ 39,900 Образован
    Подписан
    Вступил в силу Маастрихтский договор
    7 февраля
    1 ноября Валюты сообщества Часовой пояс UTC от 0 до +2
    (от +1 до +3 в период Летнего времени)
    (с заморскими департаментами Франции,
    UTC от −4 до +4) Домен верхнего уровня Телефонные коды Каждый член Евросоюза имеет свой собственный телефонный код в зонах 3 и 4 Официальный сайт http://europa.eu/ * Если рассматривать как единое целое.

    Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства , однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права , однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

    Особые и зависимые территории государств-членов ЕС

    Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территории

    Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:

    Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union ), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:

    Францией -

    Нидерландами -

    Соединенным Королевством -

    Требования к кандидатам для вступления в ЕС

    Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям . Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде . Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы , принципы свободы и уважения прав человека , а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика , и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

    История

    Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года

    Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны . В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы , НАТО , Западноевропейский союз .

    Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в : ФРГ , Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Франция , Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community ), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года .

    С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в учредили (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community ) и (Евратом, Euratom - European Atomic Energy Community ). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - European Community ).

    Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

    История расширения ЕС

    Год Страна Общее
    количество
    членов
    25 марта 1957 Бельгия , Германия 1 , Италия , Люксембург , Нидерланды , Франция ² 6
    1 января 1973 Великобритания *, Дания ³, Ирландия 9
    1 января 1981 Греция 10
    1 января 1986 , 12
    1 января 1995 , Финляндия , Швеция 15
    1 мая 2004 Венгрия , Кипр , Латвия , Литва , Мальта , Польша , Словакия , Словения , Эстония 25
    1 января 2007 Болгария , Румыния 27

    Примечания

    ² Включая заморские департаменты Гваделупа , Мартиника , Реюньон и Французская Гвиана . Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года . Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с по 1983 год . Сен-Бартельми и Сен-Мартен , вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года , вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора .

    ° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами , Островом Мэн и Гибралтаром

    Норвегия

    • Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.
    • Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).
    • Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».

    С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.

    На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.

    Палата аудиторов

    Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

    1. проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
    2. следит за качеством управления финансами;
    3. после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
    4. помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

    Штаб-квартира - Люксембург.

    Европейский Центробанк

    Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.

    В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков - наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза . Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.

    Европейский инвестиционный банк

    Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.

    Экономический и социальный комитет

    (Economic and Social Committee) - консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

    Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.

    Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

    Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

    Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

    Комитет регионов

    (Committee of the Regions).

    Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.

    Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.

    Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

    Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

    Институт Европейского омбудсмена

    Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

    15 специализированных агентств и органов

    Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.

    Право ЕС

    Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

    Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право - учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право - акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

    Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

    Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

    Языки Евросоюза

    В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка.



    Что еще почитать