Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы и упрощают работу на мировом рынке.
Глобализация экономики и появление новых отраслей увеличивает количество международных соглашений и особенностей сотрудничества между странами. Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы, чтобы сделать работу на мировом рынке более простой и выгодной.
Количество и состав МЭО меняется в зависимости от политической ситуации, особенностей развития глобального рынка и целей сотрудничества в организации. Например, ООН была создана для поддержания мира по окончании Второй мировой войны, однако со временем полномочия организации значительно расширились. В организационную структуру добавились десятки специализированных МЭО, работающих под эгидой ООН.
В зависимости от спектра решаемых задач, такие объединения государств разделяются на универсальные и специализированные.
В зависимости от международного правового статуса, МЭО разделяются на межгосударственные и неправительственные организации.
Все международные организации создаются для формирования единого мирового рынка, адаптированного к национальным законодательствам и их особенностям. Субъектами (участниками) МЭО могут быть отдельные государства или их объединения, а объектами (предметами сотрудничества) таких организаций становятся экономические отношения.
В зависимости от правового статуса и перечня решаемых задач, выделяют пять основных функций МЭО.
Большинство МЭО образуется и развивается по мере расширения рынков, исчезновения национальных границ в торговле, создания новых отраслей производства. Например, массовое внедрение интернет-технологий привело к созданию европейского регламента по защите персональных данных (GDPR) пользователя.
- … Википедия
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Великобритания - (United Kingdom) Государство Великобритания, история и развитие Великобритании, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Великобритания, история возникновения и развития Великобритании, политическое и экономическое… … Энциклопедия инвестора
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г.… … Юридическая энциклопедия
- (ОЭСР) одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в… … Энциклопедический словарь экономики и права
Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Рынок труда - (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора
Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия
Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора
(МЭО) - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. МЭО создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.
В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. Ключевыми и наиболее универсальными из них являются организации, которые возникли практически одновременно в конце 40-х гг. и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами:
Международный валютный фонд (макроэкономическая политика) - является компактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих, функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 184 стран, являющейся ее членом в частности.
Группа Всемирного банка (структурная политика) - состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (184 члена), Международной ассоциации развития (163 члена), Международной финансовой корпорации (178 членов), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (167 государств) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (134 члена). Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование системы образования и пр.
Всемирная торговая организация (торговая политика) , членами которой являются 149 государство, концентрируется на регулировании ключевой сферы международной экономики – торговли товарами и услугами.
Система Организации Объединенных Наций (социальная политика) сама является системой многих организаций, которая находится в процессе реорганизации. Официально система ООН включает:Программы ООН (детский фонд ООН, программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.).Специализированные агентства (Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Организация ООН в области образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Мировой банк, Международный валютный фонд, Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.).Автономные организации ООН (Международное агентство по атомной энергии, Международная туристическая организация).
Среди международных организаций, отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной экономики, можно выделить следующие основные функциональные группы:
1. Консультативные группы стран - относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, не оформленные обычно в постоянную международную организацию, но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией. Например: Группа семи (G5 + Канада и Италия) объединяла до принятия в нее России в 1997 г.
2. Универсальные международные организации - объединяют подавляющее большинство стран мира, собирают информацию и регулируют конкретные формы международных экономических отношений. В их числе МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО, Международная организация труда.
3. Отраслевые международные организации - регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговли ими на международной арене. Наиболее значимой из них является Организация стран-экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся форумом 12 нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть.
4. Региональные международные организации - многочисленные объединения небольших групп стран, не перешедшие в интеграционную форму и служащие для них форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих взаимный интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данном регионе.
5. Банковские международные организации - включают такие организации, как Банк международных расчетов, Скандинавский инвестиционный банк... Отдельной группой здесь являются международные банки развития - Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Африканский банк развития (ADB), Западно-Африканский банк развития (ЕАDВ) и т.д. Характерной чертой банков развития является то, что они носят региональный характер и их деятельность направлена на совместное с другими банками финансирование проектов в странах-членах.
Классификация международных экономических организаций:
1. По характеру членства и юридической природе участников:
· Межгосударственные (межправительственные) – объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей;
Неправительственные – создаются на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей (Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста).
2. По кругу участников:
· Универсальные – открыты для участия всех стран (ООН и ее специализированные подразделения);
· Региональные – создается на уровне региона, членами могут быть участники одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).
3. По кругу компетенции:
· Организации общей компетенции – охватывают все сферы отношений между государствами- членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (ООН, Совет Европы);
Организации специальной компетенции – осуществляют сотрудничество и регулирование в одной области (МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии, Международная организация труда (МОТ)).
4. По характеру полномочий:
· Межгосударственные – относятся практически все МЭО, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества;
· Надгосударственные организации - осуществляющие интеграции, их решения распространяются непосредственно на физические и юридические лица государств–членов (ЕС).
5. По условиям участия в членстве:
·Открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
·Закрытые – где прием производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО).
Основные функции. 1. Содействие - организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров.
2. Наблюдение - содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию наблюдения, - ООН, никакими реальными рычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает.
3. Надзор - более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития. Типичный пример - МВФ, главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов с целью предоставленияим опирающихся на мировой опыт рекомендаций для предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем.
4. Регулирование - надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласилось более сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которые применяются против нарушителей согласованных правил.
Целями и функциями МЭО, как на глобальном, так и на региональном уровнях, являются:
Изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам в области международных экономических организаций; - Принятие резолюций и рекомендаций в области регулирования мирохозяйственных связей;- Содействие реконструкции и развитию экономики в развивающихся странах;- Обеспечение стабилизации валют; - Содействие устранению торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами; -Выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому прогрессу; - Стимулирование улучшения условий труда и трудовых отношений.
Международные экономические организации в области внешней торговли стали развиваться в 20-м веке. В этот период производительные силы общества, общественное разделение труда выходят за рамки национальных границ растет значение международных экономических связей.
Рост международной торговли после 2-ой мировой войны (с 1950 по 1947 г. мировой внешне торговый оборот вырос в 10 раз) повлек за собой создание новых международных организаций (как при ООН так и вне ее), основное направление которых - поиск путей универсального урегулирования международных экономических отношений, и в первую очередь международной торговли, в виду их особого значения. Число международных организаций достигло к 1977 г. трех тысяч.
Международные организации - это стабильный институт многосторонних международных отношений, создаваемых в большинстве случаев по меньшей мере тремя государствами и имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные институциональные нормы, в числе которых - устав, процедура, членство, порядок принятия решений и т.д.
Среди международных экономических организаций следует различать: межгосударственные (межправительственные), членами которых являются государства; неправительственные, членами которых являются те или иные внутригосударственные организации или органы, общественные организации или частные лица.
Кроме того, международные экономические организации следует различать:
по характеру их деятельности: постоянно действующие (такие организации создаются на основе экономических договоров); временные (т.е. действующие в процессе созываемых конференций, совещаний);
по уровню компетенции: организации компетентные по общим вопросам международной торговли; организации компетентные по отдельным видам товаров.
Главной постоянно действующей межправительственной организацией является ООН (основана в 1945 г.) Согласно уставу, ООН призвана осуществлять международное сотрудничество с целью разрешения глобальных экономических проблем (ст.1) «с целью создания условий стабильности и благополучия», с целью «содействия повышению уровня жизни, экономическому развитию и прогрессу в мире».
Вопросами экономического сотрудничества занимается высший орган ООН - Генеральная Ассамблея и руководимый ею ЭКОСОС (экономический и социальный совет).
Генеральная Ассамблея ООН обычно созывается на сессию один раз в году а по мере надобности на специальные и чрезвычайные сессии, ГА организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других отраслях (ст. 13 Устава) ГА осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС, Ее рекомендации в адрес совета имеют обязательную сипу (ст.ст. 60, 66 Устава). ЭКОСОС состоит из 54 членов, одна треть которых переизбирается ГА ежегодно, ЭКОСОС собирается на свои сессии дважды в год. ЭКОСОС призван решать конкретные задачи международного экономического сотрудничества. Согласно Уставу ООН, в функции ЭКОСОС входит проведение различного рода исследований и докладов по международным вопросам в областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам. В рамках Совета разрабатываются проекты международных соглашений и конвенций, которые в последствии предоставляются на утверждение в ГА. В функции ЭКОСОС входит также координация деятельности специализированных учреждений ООН, с которыми он заключает специальные соглашения, а также руководство региональными экономическими комиссиями.
Деятельность ЭКОСОС осуществляется через целый ряд его вспомогательных организаций, комитетов и комиссий.
Под руководством Экономического и социального Совета работают следующие региональные экономические комиссии:
Европейская экономическая комиссия (Экономическая комиссия для Европы) была создана в 1947 г. сроком на 5 лет для оказания эффективной помощи разоренным второй мировой войной Европейским странам. Затем срок деятельности этой комиссии был продлен на неопределенный срок. Высшим органом комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган Комиссии - Секретариат. Секретариат имеет отделы: планов и исследований, промышленный, транспортный, торгово-посреднический. В рамках Комиссии действует десять комитетов: по черной металлургии; по углю; по электроэнергии; по промышленности и внутреннему транспорту; по рабочей силе; по жилищному вопросу; по развитию внешней торговли и другие.
Экономическая комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), создана в 1947 г. в качества временной организации. В 1952 г. комиссия была реорганизована в постоянную. Высшим органом в Комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган - Секретариат, состоящий из отделов промышленности и торговли, транспорта и связи, социальных вопросов, исследований и планов. В составе ЭСКАТО имеются: Комитет по промышленности и естественным ресурсам, Комитет по внутреннему транспорту и связи Комитет по торговле. При участии ЭСКАТО были разработаны проекты и (координируется работа по их реализации): строительство трансазиатской железной дороги, строительство трансазиатского шоссе через 15 стран;
Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), создана в 1948 г., в 1951 г. зарегистрирована в постоянную. Ее членами являются 20 государств Латинской Америки Высшим и постоянно действующими органами Комиссии являются, соответственно, пленарные сессии и Секретариат. В составе Секретариата входят шесть отделов. При участии ЭКЛА создана Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС);
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА). Создана на XXV сессии ЭКОСОС (1958 г.) по решению ГА ООН (XII сессия 26.11.1957 г.) Функции, высшие и постоянно действующие органы аналогичны другим экономическим комиссиям. ЭКА разработала ряд проектов по строительству трансафриканской, транссахарской и восточно-африканской автомагистралей;
Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) сконцентрировала внимание на исследовательской форме деятельности, обобщая и прогнозируя тенденции и перспективы развития отдельных стран региона. В частности, исследуется практика ТНК в нефтяной промышленности региона.
Важным вспомогательным органом ГА ООН является Комиссия по международной торговле (ЮНИСТРАЛ), которая проводит работу по содействию и унификации прав международной торговли. В частности, ею разработана Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, принятая на конференции ООН в 1980 г.
Одним из наиболее значительных органов ООН, занимающихся проблемами экономического сотрудничества является ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию была учреждена в 1964 г. как орган ГА ООН. Созданная как вспомогательный орган ГА, она уже давно переросла в самостоятельную автономную организацию с многочисленными вспомогательными органами. Высшим органом ЮНКТАД являются сессии конференции (собирается раз в три-четыре года). Между сессиями конференция работает в виде Совета по торговле и развитию (собирается два раза в год). При Совете действует семь постоянных комитетов: по сырьевым товарам; по промышленным товарам; по преференциям; по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей; по морским перевозкам; по передаче технологий и экономическому сотрудничеству развивающихся стран, а также четыре рабочие группы.
В резолюции ГА ООН, которой была учреждена ЮНКТАД, ее функции были сформулированы так:
1) поощрение международной торговли, особенно с точки зрения ускорения экономического развития, в частности торговли между странами, находящимися на разных уровнях развития...;
2) установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
4) рассмотрение и содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН...;
5) принятие, в случае необходимости, мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для проведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли...;
6) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли...;
7) рассмотрение любых других вопросов в пределах компетенции:
Уже первая Конференция (ЮНКТАД-1) приняла подготовленные СССР, ПНР и ЧССР «Принципы международных торговых отношений и торговой политики». Этот документ имел чрезвычайно важное значение для разработки в рамках ЮНКТАД «Хартии экономических прав и обязанностей государств» (1974 г.)
ЮНКТАД-VI принял резолюцию об отказе от мер экономического принуждения, в которой содержалось осуждение политики и практики торговых ограничений, блокады, эмбарго и других экономических санкций.
ЮНКТАД-IV разработала и приняла международные соглашения по натуральному каучуку, какао, сахару, тропической древесине, джуту, олову. Разработано и принято Соглашение об учреждении Общего фонда сырьевых товаров.
Конференции ЮНКТАД проходили: в Женеве - в 1964 г. (ЮНКТАД-I), Нью-Дели – 1968 г. (ЮНКТАД-II), Сантьяго-де-Чили – 1973 г. (ЮНКТАД-III), Найроби – 1976 г. (ЮНКТАД-IV), Маниле – 1979 г. (ЮНКТАД-V), Белграде – 1983 г. (ЮНКТАД - VI), Женеве – 1987 г. (ЮНКТАД-VII).
Характер деятельности ЮНКТАД, ее структура, универсальность, объем компетенций природа принимаемых документов дают все основания рассматривать ее как «постоянную международную организацию».
Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве.
ЮНИДО - Организация Объединенных наций по промышленному развитию - создана в 1956 г. в целях содействия индустриализации развивающихся государств. В 1985 г. приобрела статус специализированного учреждения ООН. Высшим органом ЮНИДО является Генеральная конференция, созываемая один раз в четыре года, руководящим органом является Совет по промышленному развитию, заседания которого проводятся один раз в год. Совет состоит из 45 членов, избираемых Генеральной конференцией сроком на три года на основании принципа справедливого географического представительства, Постоянный комитет, который является вспомогательным органом Совета, собирается на свои сессии дважды в год. Секретариат - административный орган ЮНИДО находится в Вене (Австрия). Генеральный секретарь ЮНИДО по представлению Совета утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года. К руководящим органам относится также Комитет по программным и бюджетным вопросам. С 1981 г. функционирует информационный банк по промышленности и технологии.
Основополагающие документы организации - Лимская декларация и План действия по промышленному развитию и сотрудничеству, принятые в 1975 г., содержат важные положения, направленные на осуществление таких принципов НМЭП и международного экономического права, как утверждение суверенитета над собственными природными ресурсами и всей экономической деятельностью и т.д. На Генеральной конференции ЮНИДО в 1980 г. в Дели были разработаны и приняты Декларация и План Действий дальнейшей индустриализации в рамках международной стратегии развития ООН на третье десятилетие.
Установление равноправного международного экономического сотрудничества в области науки и техники должна содействовать Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая призвана оказывать помощь развивающимся странам в становлении национальных систем охраны промышленной собственности и авторских прав.
Кроме вышеперечисленных, можно назвать также следующие специализированные учреждения ООН: Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).
Среди валютно-кредитных учреждений ООН выделяются: Международный валютный фонд (МФБ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) , а также Международная финансовая корпорация - МФК и Международная ассоциация развития - МАР. Все эти организации - межправительственного характера, имеют статус специализированных учреждений ООН, т.е. ООН не может давать рекомендации в отношении политики и основных направлений их деятельности.
МВФ и МБРР - крупнейшие международные валютно-кредитные организации - созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 г. На 1 января 1990 г. членами каждой организации являлось 151 государство; в настоящее время Российская Федерация также является членом этих организаций. МВФ и МБРР - специализированные учреждения ООН, они имеют соглашения об отношениях с ООН (с 1947 г.)
Цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств членов и представление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержание валютных курсов.
Главная цель МБРР - содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей.
МФК (создана в 1956 г. в качестве филиала МБРР; на 1.01.90 г. - 133 члена) занимается финансированием главным образом многонациональных проектов, в которых участвует местный и иностранный капитал, предоставляет кредиты на льготных условиях и без правительственных гарантий.
МАР (создана в 1960 г. в качестве филиала МБРР, на 1.01.95 г. - 137 членов) предоставляет беспроцентные кредиты (развивающимся странам) на более льготных чем МБРР, условиях. Срок кредитования - 40 лет для наименее развитых стран (по официальному списку ООН) и 35 лет для остальных.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) - это крупнейший межправительственный торговый договору было принято в 1948 г. как временное соглашение. Первоначально страны участницы работали над проектом Устава торговой организации (МТО), который так и остался не ратифицированным.
Комплекс правил, которые составляют в совокупности многостороннюю торговую систему, известную как ГАТТ, состоит из самого Генерального соглашения (38 статей), а также заключенных позднее ГАТТ является урегулирование международных торговых споров.
Членами ГАТТ являются 110 государств, РФ имеет статус наблюдателя.
Штаб-квартира ГАТТ находится в Женеве (Швейцария). Высший орган ГАТТ - сессии Договаривающихся сторон, проводимые на ежегодной основе.
В рамках ГАТТ было проведено 7 раундов многосторонних торговых переговоров, в ходе которых было осуществлено, последовательно ставок таможенных тарифов стран участниц, разработаны соглашения по вопросам стандартов и других нетарифных мер урегулирования внешней торговли, государственных закупок, торговле гражданской авиатехникой и текстильным товаром.
Результатом переговоров в рамках «Уругвайского раунда» ГАТТ является Генеральное соглашение по торговле и услугам – ГАТС. Крупнейшей экономической и политической организацией Европы является Европейский союз (ЕС), созданный на основе Европейских сообществ: Европейского экономического сообщества (ЕЭС); Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРААТОМ), созданных в соответствии с Парижским (1951 г. - ЕОУС) и двумя Римскими договорами (1957 г.). В 1987 г. эти договоры дополнены Единым Европейским актом, а 7 февраля 1992 г. государства-члены Европейского сообщества подписали договор о Европейском союзе (Маа договор), а 1 ноября 1993 г. он вступил в силу.
В Европейский союз входят 12 стран: ФРГ, Франция, Италия., Бельгия, Нидерланды, Люксембург (учредители), Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, (вступили в 1973-1986 гг.).
Одной из задач Договора является обеспечение эффективной работы механизмов и институтов ЕС.
В соответствии с Договором основными целями Союза считаются следующие:
содействовать экономическому и социальному прогрессу, путем создания пространства без внутренних границ...;
утвердить свой статус и назначение на международной арене;
усилить защиту прав и интересов граждан государств путем введения гражданства Союза;
развивать тесное сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел;
сохранять и в необходимых случаях пересматривать и совершенствовать систему связей и отношений.
Важнейшими особенностями процедуры сотрудничества является переход к согласованию позиций путем прохождения проекта «челноком» между комиссией. Советом, ЕП и предоставление ЕП (Европейскому парламенту) права на вето по установленному кругу вопросов (ст.189 Устава ЕЭС).
Основной исполнительный орган Совета - Комиссии ЕС. Высший орган ЕС - Европейский Совет, состоящий из глав государств и правительств стран-членов Сообщества.
Европейский парламент избирается непосредственно гражданами государств-членов ЕС на основе всеобщего и прямого голосования. Исходя из вышеописанного международные экономический организации можно классифицировать по следующим основаниям:
1. Форме учредительного акта (на базе договоров; иные чем договоры международные акты (ЮНКТАД, учреждена ГА ООН); не имеющие единого формального юридического акта (ГАТТ);
2. Объему полномочий - ординарные и наднациональные (ЕС);
3. Порядку доступа - ограниченные (по мотивам регионального или иного характера) и неограниченные («открытые»).
Важным фактором, характеризующим международные экономические организации (МЭОРГ), является «характер членства», показывающий различия между МЭОРГ с единым статусом государств-членов ООН и МЭОРГ, имеющие различные категории государств-членов (ФАО, ГАТТ, ОПЕК). Ст. II Конституции ФАО различает полномочных и ассоциированных членов, последние не могут занимать никаких постов и участвовать в голосовании (ст.III).
Видовое многообразие МЭОРГ видно при анализе предмета их деятельности. По предметам компетенции различают:
1. Организации общей компетенции, занимающиеся е. том числе и экономическими вопросами (ООН, ОЕА);
2. Организации экономической интеграции (ЕС);
3. Общеэкономические организации, координирующие экономическую политику государств-членов по всем основным направлениям экономического сотрудничества;
4. Специализированные МЭОРГ:
а) организации в области торговли (ЮНКТАД); международные товарные организации (Международная организация по какао); организации стран экспортеров (ОПЕК);
б) валютно-финансовые организации (МВФ, МБРР);
в) органы в области инвестиций (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров);
г) организации в области сельскохозяйственного сотрудничества (ФАО);
д) организации в области промышленного сотрудничества (ЮНИДО);
е) организации в области транспорта и связи (Всемирный почтовый союз);
ж) прочие организации, осуществляющие деятельность экономического характера (Всемирная организация интеллектуальной собственности).
Современные МЭОРГ используют различные процедуры принятия решений:
Классификация позволяет с различных точек зрения увидеть ложную организованную систему МЭОРГ, выделить их общие и специфические свойства, обуславливающее видовое многообразие.
Вывод:
Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества. В результате международные организации являются важными субъектами международного экономического права.
Международные организации, действующие в сфере экономических отношений, словно можно разделить на две группы. К первой относятся организации, которые своим действием охватывают всю сферу экономических отношений; во вторую группу входят организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономического права (например, торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и иные).
Заключение
Сложность объекта регулирования международного экономического права состоит в том, что он охватывает многообразные, различающиеся по своему содержанию виды отношений, связанных с различными аспектами хозяйственных отношений. К ним относятся торговые, транспортные, таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отношения. Каждый из них имеет свое специфическое содержание, порождающее необходимость специального правового регулирования, в результате чего сформировались подотрасли международного экономического права: международное торговое право; международное транспортное право; международное таможенное право; международное финансовое право, международное инвестиционное право, международное технологическое право.
Каждая подотрасль представляет собой систему международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений. Все они объединяются в единую отрасль международного права – международное экономическое право – общим объектом регулирования, общими целями и принципами. Кроме того, целый ряд институтов международного экономического права являются элементами других отраслей международного права: права международных организаций, права договоров, права мирного разрешения международных споров и др.
От решения экономических проблем зависят жизненно важные интересы России. Утвержденная Указом президента «Государственная стратегия экономической безопасности РФ «обоснованно исходит из необходимости эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутреннем, так и в международном плане.
См.: Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647 - 1917). М.: Изд-во АН СССР, 1958.
Нигерийский профессор Т.Элаейес пишет, что современное международное право “берет свое начало со времени окончания Второй мировой войны, прежде всего с появлением Организации Объединенных Наций”. Об этом же писал американский профессор Дж. Кунц, индийский верховный судья Р.Патак и др.
Яковлев В.П. Социальное время. Ростов-на Дону, 1980. С. 96.
См. ст. 6 Всеобщей декларации прав человека; см. ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах; см. ст. 8 Конвенции о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей 1990 г.
Сохранение in-situ означает условия, в которых существуют генетические ресурсы в рамках экосистем и естественных мест обитания, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки.
Сохранение ex situ означает сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания.
Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1998. С. 10.
История международного права. Баскин, Фельдман. 1995. С. 32.
История международного права. Баскин, Фельдман. 1995. С. 266.
Око всей великой России. М., 1980. С. 28.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. № 1138. М., 1970.
Там же. Вып. XXXIII. № 2480. М., 1979.
Ортолан Т. Морское международное право. СПб., 1875. С.11.
Хиггинс и Коломбос. Международное морское право. М.: Из-во иностр.лит., 1953. С. 49.
Тарханов И.Е. Свобода судоходства - одна из основных составных частей свободы открытого моря. Труды Союзморниипроект. М., 1973. С.89-93.
Хроника ООН. Июль 1995. Т.XXXII. №1. Департамент общественной информации. Нью-Йорк. С. 9.
Главной постоянно действующей межправительственной организацией является Организация Объединенных Наций (основана в 1945 г.). Согласно уставу ООН призвана осуществлять международное сотрудничество с целью разрешения глобальных экономических проблем (ст. 1) «с целью создания условий стабильности и благополучия», с целью «содействия повышению уровня жизни, экономическому развитию и прогрессу в мире».
Вопросами экономического сотрудничества занимается высший орган ООН - Генеральная Ассамблея и руководимый ею ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет).
Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других отраслях; ГА также осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС.
Экономический и Социальный Совет призван решать конкретные задачи международного экономического сотрудничества. Согласно Уставу ООН, в функции ЭКОСОС входит проведение различного рода исследований и докладов по международным вопросам в областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам.
В рамках Совета разрабатываются проекты международных соглашений и конвенций, которые в последствии предоставляются на утверждение в Генеральную Ассамблею. В функции ЭКОСОС входит также координация деятельности специализированных учреждений ООН, с которыми он заключает специальные соглашения, а также руководство региональными экономическими комиссиями.
Под руководством Экономического и Социального Совета работают следующие региональные экономические комиссии.
1. Европейская экономическая комиссия (Экономическая комиссия для Европы) была создана в 1947 г. сроком на пять лет для оказания эффективной помощи разоренным Второй мировой войной европейским странам. Затем срок деятельности этой комиссии был продлен на неопределенный срок. Высшим органом комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган Комиссии - Секретариат, который имеет отделы: планов и исследований, промышленный, транспортный, торгово-посреднический. В рамках Комиссии действует десять комитетов: по черной металлургии; по углю; по электроэнергии; по промышленности и внутреннему транспорту; по рабочей силе; по жилищному вопросу; по развитию внешней торговли и др.
2. Экономическая комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) создана в 1947 г. в качества временной организации. В 1952 г. комиссия была реорганизована в постоянную. Высшим органом Комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган - Секретариат, состоящий из отделов промышленности и торговли, транспорта и связи, социальных вопросов, исследований и планов. В ЭСКАТО имеются: Комитет по промышленности и естественным ресурсам, Комитет по внутреннему транспорту и связи, Комитет по торговле. При участии ЭСКАТО были разработаны проекты строительства трансазиатской железной дороги и строительства трансазиатского шоссе через 15 стран.
3. Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА) создана в 1948 г., в 1951 г. преобразована в постоянную комиссию. Ее членами являются 20 государств Латинской Америки Высшим и постоянно действующими органами Комиссии являются соответственно пленарные сессии и Секретариат. В составе Секретариата шесть отделов. При участии ЭКЛА создана Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС).
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) была образована на XXV сессии ЭКОСОС (1958 г.). Функции, высшие и постоянно действующие органы аналогичны другим экономическим комиссиям. ЭКА разработала проекты по строительству трансафриканской, транссахарской и восточно-африканской автомагистралей.
5. Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) сконцентрировала внимание на исследовательской форме деятельности, обобщая и прогнозируя тенденции и перспективы развития отдельных стран региона. В частности, исследуется практика транснациональных корпораций в нефтяной промышленности региона.
Важным вспомогательным органом Генеральной Ассаммб-леи ООН является Комиссия по международной торговле (ЮНИСТРАЛ), которая проводит работу по содействию и унификации прав международной торговли. В частности, ею разработана Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, принятая на конференции ООН в 1980 г.
Одним из наиболее значительных органов ООН, занимающихся проблемами экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. как вспомогательный орган ГА ООН и уже давно переросла в самостоятельную автономную. Высшим органом ЮНКТАД являются сессии конференции (собираются один раз в три-четыре года). Между сессиями конференция работает в виде Совета по торговле и развитию (собирается два раза в год). При Совете действует семь постоянных комитетов: по сырьевым товарам; по промышленным товарам; по преференциям; по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей; по морским перевозкам; по передаче технологий и экономическому сотрудничеству развивающихся стран, а также четыре рабочие группы.
В резолюции ГА ООН, которой была учреждена ЮНКТАД, ее функции были сформулированы следующим образом:
1)поощрение международной торговли, особенно с точки зрения ускорения экономического развития, в частности торговли между странами, находящимися на разных уровнях развития;
2)установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
4)рассмотрение и содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН;
5)принятие в случае необходимости мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для проведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
6)согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли;
7)рассмотрение любых других вопросов в пределах компетенции.
Характер деятельности ЮНКТАД, ее структура, универсальность, объем компетенций природа принимаемых документов дают все основания рассматривать ее в качестве постоянной международной организации. Штаб-квартира организации находится в Женеве.
Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создана в 1956 г. в целях содействия индустриализации развивающихся государств. В 1985 г. она приобрела статус специализированного учреждения ООН. Высшим органом ЮНИДО является Генеральная конференция, созываемая один раз в четыре года; руководящим органом является Совет по промышленному развитию, заседания которого проводятся один раз в год. Совет состоит из 45 членов, избираемых Генеральной конференцией сроком на три года на основании принципа справедливого географического представительства. Постоянный комитет является вспомогательным органом Совета и собирается на свои сессии дважды в год. Секретариат - административный орган ЮНИДО находится в Вене (Австрия). Генеральный секретарь ЮНИДО по представлению Совета утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года. К руководящим органам относится также Комитет по программным и бюджетным вопросам. С 1981 г. функционирует информационный банк по промышленности и технологии.
Основополагающими документами организации являются Лимская декларация и План действия по промышленному развитию и сотрудничеству, принятые в 1975 г. ЮНИДО разрабатывает рекомендации и программы для правительств развивающихся стран по оказанию технической помощи в проектировании и строительстве объектов.
Установление равноправного международного экономического сотрудничества в области науки и техники должна содействовать Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая призвана оказывать помощь развивающимся странам в становлении национальных систем охраны промышленной собственности и авторских прав.
Среди валютно-кредитных учреждений ООН выделяются: Международный валютный фонд (МВФ);
■ Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
■ Международная финансовая корпорация (МФК);
■ Международная ассоциация развития (MAP).
Все эти организации носят межправительственный характер и имеют статус специализированных учреждений ООН, т.е. ООН не может давать им рекомендации в отношении политики и основных направлений их деятельности.
МВФ и МБРР - крупнейшие международные валютно-кредитные организации - созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 г. Членами каждой организации являются 184 государства, в том числе и Российская Федерация.
Цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств-членов и представлять им займы для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.
Главная цель МБРР - содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей.
МФК (создана в 1956 г. в качестве филиала МБРР и насчитывает 176 государств-членов) занимается финансированием главным образом многонациональных проектов, в которых участвует местный и иностранный капитал, предоставляет кредиты на льготных условиях и без правительственных гарантий.
MAP (создана в 1960 г. как филиал МБРР, сейчас в нее входят более 160 государств) предоставляет беспроцентные кредиты развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Срок кредитования для наименее развитых (по списку ООН) стран составляет 40 лет, для остальных - 35 лет.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) - это крупнейший межправительственный торговый договор. Было принято в 1948 г. как временное соглашение. На протяжении всей истории (1948-1994 г.г.) его важнейшей функцией являлось проведение многосторонних раундов торговых переговоров. Всего таких раундов было 8. Последний, Уругвайский раунд завершился в апреле 1994 г. подписанием Заключительного акта, состоявшего из соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и ряда документов, которые в совокупности составили систему ВТО.
Высшим органом ВТО является Конференция министров государств-участников ВТО. Ее сессии проходят не реже одного раза в два года. Между сессиями по мере необходимости созывается Генеральный Совет участников ВТО. Он выполняет функции Органа по разрешению споров и Механизма по обзору торговой
политики. Конференция министров назначает Генерального директора, который руководит Секретариатом ВТО. Все решения в рамках ВТО принимаются консенсусом. В компетенцию ВТО входят:
■ Международная торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами;
■ торговля текстилем и одеждой;
■ международная торговля услугами; ■ интеллектуальная собственность;
■ связанные с торговлей инвестиции;
■ специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры;
■ санитарные и фитосанитарные меры;
■ правила происхождения товаров;
■ импортное лицензирование и др.
Все многосторонние соглашения ВТО обязательны для государств-участников, остальные страны вынуждены следовать нормам и правилам, выработанным в ГАТТ/ВТО.
В современных международных экономических отношениях значительная роль принадлежит универсальным объединениям, формально не являющимся международными организациями. К их числу следует, прежде всего, отнести Парижский и Лондонский клубы кредиторов.
Парижский клуб - межгосударственный механизм, созданный для выработки многосторонних договоренностей государствами-кредиторами по отношению к государствам-должникам с целью пересмотра условий погашения задолженности. Официально не имеет устава, правил приема и закрепленных структур.
Российская Федерация, являясь продолжателем СССР, в Связи с членством в Клубе получила возможность перевести в практическую плоскость реализацию значительных внешних активов, многие из которых считались «безнадежными».
Лондонский клуб был создан с целью выработки договоренностей со странами-должниками по выплате внешнего долга и погашения межбанковской задолженности. Он объединяет 600 коммерческих банков-кредиторов ведущих стран мира. Его возглавляют представители «Дойче банк» (Германия).
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом