Что такое социальная компетентность. Социальная компетенция. Формирование социальной компетенции

устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, эмоционального реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, прогнозировать межличностные события.

Социальная компетентность

система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления часто объединяются. М. Аргайл в книге «Психология межличностного поведения» (в разделе «Социальная компетентность») упоминает и социальный интеллект, но осн. внимание уделяет понятию «общая С. к.», объединяя им профессиональную и коммуникативную компетентность. М. Аргайл называет след. компоненты С. к.: а) социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции); б) осн. навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов); в) навыки одобрения и вознаграждения, к-рые существенны для всех социальных ситуаций; г) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. В 1980-е гг. ряд авторов подчеркивает мотивационную и операциональную стороны С. к., ее поведенческие проявления. Критерием С. к. служит результативность взаимодействия, достижение значимых социальных целей в опр. социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель С. к. понятие социальных сценариев (т. е. опр. шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях). С. к. можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, осн. функции к-рых - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. С. к. позволяет быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. С. к. - операциональное понятие, к-рое имеет временные, истор. рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Осн. функции С. к. - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989; Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989; Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994. В. Н. Куницына

Компетентность социальная

сложное образование, под к-рым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать и понимать др. людей. К. с. отражает степень конструктивности человека как субъекта социального взаимодействия и занимает особое место в ряду разл. видов психол. компетентности исследуемых в совр. психологии. Начало исследования К. с. связано с работами В. Э. Уайта и относится к 1950-м гг. С т. зр. В. Э. Уайта социальная компетентность рассматривается как опр. способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Ю. Хабермас (Habermas) конкретизируя данное понятие, подчеркивает, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с к-рыми сталкивается человек в социуме. В совр. зап. социальной психологии К. с. определяется, как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации (К. Х. Рубин и Л. РоузКрэснор). Т. Кавел (Т. Cavell) предлагает трехкомпонентную модель К. с., включающую социальные способности; представления и достижения. В кач. критерия социальной компетентности выделяется результативность межличностного взаимодействия, социального достижения. У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют К. с. как систему когнитивных, эмоциональных и моторных способов поведения, к-рые приводят к долгосрочным позитивным следствиям в конкретной социальной ситуации. К. с. включает в себя наличие развитой способности находить компромисс между собственными целями самореализации и целями др. людей, к-рая лежит в основе социальной адаптации (D. Zimmer). К. с. предполагает как наличие достаточно высокого уровня интеллекта, так и наличие способности к конструктивной, преобразовательной активности при взаимодействии с социальным окружением. Структура К. с. в совр. исследованиях представлена в след. виде: оперативная социальная компетентность, вербальная и коммуникативная компетентность, социально-психол. и эго-компетентность. В отеч. психологии разные авторы по-разному интерпретируют данное понятие и выделяют его разл. функции. Так, А. В. Брушлинский, развивая идею связи К. с. с наличием субъектной позиции индивида, подчеркивает связь К. с. с высоким уровнем осознания существа социальных проблем, эффективных способов взаимодействия с разл. агентами обществ. системы. Здесь сама субъектная позиция партнеров взаимодействия является результатом проблематизации социального мышления человека. К. с. в широком смысле: отражает соотношение субъектности и социальности личности как имманентно присущих ему характеристик в кач. субъекта взаимодействия с разл. агентами социума. В узком смысле этот термин используется для определения способности к надындивидуальному способу соотношения внеш. и внутр. Противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с обществом на основе личностного конструкта «Я - субъект - общество - субъект». К. с. в интерпретации Т. Ю. Базарова включает умение эффективного социального взаимодействия, социальную зрелость, базовые установки личности, адекватные профессии. В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша показывают, что на высоких уровнях развития К. с. и социальный интеллект проявляются в адекватности, автономности и аутентичности личности. В кач. осн. функций К. с. выделяется: адаптация, социальная ориентация, интеграция личностного и общесоциального опыта. Е. В. Коблянской К. с. обозначается как адаптационное явление, в основе к-рого лежит коммуникативная компетентность и социально-психол. подготовленность. Социальная компетентность - это умение избирать социальные ориентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение (Е. В. Коблянская). В. Н. Куницына определяет К. с. как систему знаний о социальной действительности и себе, социальных умений и навыков взаимодействия, поведения в стандартных социальных ситуациях, что способствует адаптации, целесообразному принятию решений и максимальному использованию обстоятельств. Осн. компоненты социальной компетентности - это прежде всего мотивационный: желание быть компетентным субъектом социальных интеракций, а также способности и умения реализовать модели компетентного социального поведения; возможность принять и ассимилировать требования совр. социальной реальности, более того, способность конструировать прогностически эффективные модели поведения. Лит.: Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопр. психол. 1995. № 5; Реан А. А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999; Рубин К. Х., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей // Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб., 2001; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005. В. Н. Куницына, Т. Н. Щербакова

Статья

Использование потенциала дополнительного образования в формировании социальных компетентностей у обучающихся.

Для современного человека абсолютно естественны динамичные изменения в социуме. Человек научился адаптироваться к стремительному появлению инноваций. И сегодня, когда основным фактором, преобразующим нашу жизнь вокруг стала информация, человек привыкает и к постоянному ее росту (известно, что ежегодно происходит ее удвоение). Так, современный социум все более наделяется чертами информационного общества. Такая модель общественного развития диктует определенные требования для каждого человека, который хочет идти в ногу со временем: к его личностным и профессиональным качествам, творческим возможностям, его занятиям и умениям оперировать ими, постоянно их обновлять, появляется острая необходимость создавать и производить нечто новое.

Естественно, что идентичные требования современный социум выставляет и перед образованием. И если раньше, мы вполне могли согласиться с мнением о том, что «образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились», то сейчас каждый должен осознать, что образование необходимо получать в течение всей нашей жизни. Только постоянно повышая уровень своего мастерства, человек может добиться желаемых результатов.

Происходящие сегодня и в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни . А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

Современный педагог должен не просто давать знания, решать с учащимися типовые задачи, где заранее известны ответы, но выходить за рамки стандартного. Педагог обязан постоянно динамично развиваться сам и научить ребенка жить в постоянно незамедлительно изменяющемся мире. И с данной стратегически важной задачей, к сожалению, система образование пока не справляется.

И хотя уже никому не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанных с социализацией учащихся. Все же, существенное недопонимание огромной важности развития социальной компетенции учащихся в системе школьного образования настораживает.

Такая педагогическая недальновидность может быть обусловлена и тем, что понятие «социализация» трактуется зачастую по-разному. Под понятием « социализации» можно подразумевать способность индивида к адаптации, приспособление к существующим социальным условиям. Но можно так же употреблять термин «социализация», вкладывая иной смысл: обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. И если из первого определения можно сформулировать цель социализации, как воспитание ребенка (подростка), способного существовать в обществе, которое навязывает ему определенный стиль и ритм жизни, то из второго определения вытекает цель социализации, как воспитание ребенка (подростка) в аспекте активного члена гражданского общества, способного к самоопределению на основе общественных моральных ценностей, формулированию собственного мнения и целей, разработке проектов преобразующих общество и отдельных его институтов, реализации таких проектов, анализу проделанной творческой работы.

Исходя из условий окружающего нас информационного общества, все же, вторая трактовка понятия «социализация» кажется нам более уместной, продиктованной социальным заказом самого общества. И тогда, основной задачей образования в развитии социальной компетенции учащихся становится формирование юного субъекта социальной деятельности (или социального творчества, как наивысшей формы социальной деятельности).

Социальная деятельность - это созидательный процесс, направленный на преобразование. При реализации социального творчества происходит созидание качественно новых форм социальных отношений.

Можно выделить следующие компоненты социальной деятельности:

  • отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социальному развитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социальных ценностей;
  • отношение к образованию как к диалогу и сотрудничеству его участников, в достижении целей их творческого самовыражения;
  • отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, моделируются реальные социальные ситуации, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

Главной общественно значимой целью является адаптация к социальной среде и взаимодействующей с ней части природной среды для максимально возможной реализации личностью своих общественно приемлемых потребностей.

Модель формирования социальной компетентности.

Социальная компетентность является системой:

  • знаний о социальной действительности и себе,
  • сложных социальных умений и навыков взаимодействия
  • сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих:
  • быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела.

Происходящие социально-экономические изменения в современной России предъявляют новые требования к личности и одновременно несут как новые возможности, так и серьезные проблемы, такие как устойчивость ее существования. Очень важен психологический климат в коллективе. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям в жизни.

Деятельность педагога-организатора направлена на создание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся.

Важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Важно уметь общаться друг с другом. Слушать и слышать, понимать друг друга.

Благоприятный психологический климат в коллективе обеспечивает успешное формирование социальной компетентности у обучающихся ДДТ «Град чудес».

Задачи:

1. Создание благоприятного для ребенка психологического климата в ДДТ, который определяется организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками на досуговых программах.

2. Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей.

3. Формирование основ эмоциональной саморегуляции у детей эмоционального осознания собственных чувств, переживаний в условиях межличностного взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание детьми смысла следующих понятий:

Тренинг, ценности, характер, друг, дружба, команда, эмоции, ощущения, чувства

2. Развитие умений и навыков:

В области самопознания – понимать и принимать собственные ощущения, чувства, отслеживать свое состояние и состояние другого человека по внешним признакам, развитие вербальных и невербальных средств выразительности.

В области межличностного взаимодействия – преодоление барьеров общения, стереотипы поведения, развитие умения адекватного использования невербальных и вербальных средств общения.

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе учащихся является необходимым условием развития социальной компетентности обучающихся.

Психологический комфорт в образовательном учреждении – одно из важнейших условий эффективности саморазвития и самореализации для каждого участника образовательно-воспитательного процесса.

По мнению многих исследователей, социальная компетентность должна рассматриваться как состояние равновесия между предъявляемыми требованиями со стороны общества и среды, в которых живет человек, и его возможностями. Нарушение этого равновесия порождает кризисную ситуацию.

Главная задача педагога – научиться видеть ребенка . Научиться делать наблюдения, грамотно их фиксировать и анализировать открыто и непредвзято, не сквозь схемы, но в установке доверия и принятия.

Такое изменение приоритетов позволяет искать и находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Развитие социальных компетенций ребенка эффективно при следующих педагогических условиях:

1. Переориентация педагога-организатора на работу с личностными структурами сознания учащихся, педагогическую поддержку способности к ответственному выбору, самоорганизации, рефлексии, жизнетворчеству.

2. Наполнение содержания досуговых программ эмоциональной и социальной компонентой.

3. Использование педагогических технологий, построенных на субъектно-субъектных отношениях педагога-организатора и учащегося.

4. Психологическое просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа.

Педагогические условия формирования и повышения социальной компетентности обучающихся в образовательном учреждении:

1. Наличие специально организованной социально-педагогической помощи с учетом негативно влияющих факторов, построенной на реализации вариативных досуговых программ.

2. Возможность переживания подростками ситуации социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности.

3. Согласованность педагогического влияния на таких учащихся.

Педагогические технологии, методические средства:

  1. реализация проектной деятельности в масштабе как одного мероприятия, так и цикла мероприятий;
  2. создание ситуации успеха;
  3. организация положительных эмоций в общении «педагог - ученик»,
  4. мотивация деятельности,
  5. организация самоанализа собственной деятельности,
  6. диалоговое обучение: дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии.

Использованная литература:

  1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. - М., 2011- С 44
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – Новосибирск, 2003
  3. Поляков С.Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно ориентированному // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2003. -№1 – с.71- 72
  4. Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Социальное проектирование // Ученическое проектирование и деятельностное содержание образование – стратегическое направление развития образования. – М., 2007 – С 56-68
  5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. - М., 2011 - С 46.

Формирование социальных компетенций подростков: упражнения для тренинговой работы. Дронова Е.Н., Мыльникова А.В., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Аннотация: социальные компетенции рассматриваются нами как знания, опыт, необходимые подростку для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений, развития его личностных ресурсов. В статье описаны приемы формирования социальных компетенций у подростков, даны упражнения для проведения тренинговой работы.

Ключевые слова: социальные компетенции, подростки, тренинг, упражнения.

Социальные компетенции стали активно исследоваться отечественными учеными в связи с реализацией Концепции модернизации российского образования, которая закрепила реализацию компетентностного подхода в процессе образования и воспитания личности. В настоящее время в науке представлены различные подходы к изучению социальных компетенций подрастающего поколения. Так, Н.В. Калинина, И.И. Лукьянова социальные компетенции соотносят с закономерностями личностного развития, ведущими потребностями и задачами каждого возрастного периода. К индикаторам социальных компетенций подростков исследователи относят :

  • ответственность;
  • овладение средствами организации поведения;
  • адекватную самооценку, согласованную с уровнем притязаний;
  • сформированность позитивной мотивации учения и преобладание мотивации достижения;
  • навыки овладения эмоциональным состоянием, снятия эмоционального напряжения;
  • владение средствами общения, конструктивного взаимодействия в различных жизненных ситуациях.

По мнению И.А. Зимней , социальные компетенции включают образовательные компетенции:

  • компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности и общения;
  • компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;
  • компетенции, относящиеся к деятельности человека.

В исследованиях А.В. Хуторского социальные компетенции интегрируются в систему образовательных компетенций, которые выполняют по отношению к личности учащегося такие функции, как :

  • отражение и развитие личностных смыслов в направлении объектов изучаемых областей реальности;
  • диагностика деятельностного компонента образования;
  • определение и отражение функциональной грамотности и др.

В предлагаемой работе социальные компетенции рассматриваются нами как знания, опыт, необходимые подростку для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений, развития его личностных ресурсов.

Материал работы представлен тренинговыми упражнениями, которые дифференцированы с учетом видов социальных компетенций подростка. Представленные упражнения помогут педагогам-психологам, социальным педагогам, специалистам по социальной работе в решении задач диагностики и формирования социальных компетенций подростка через обеспечение их готовности к реализации в микросоциуме социально-полезной деятельности, социальных ролей, личностных качеств, установок и убеждений.

  1. Ценностно-смысловая компетенция

Ценностно-смысловая компетенция – это компетенция в сфере мировоззрения, ценностных ориентаций личности. Сформированность ценностно-смысловой компетенции обеспечивает: развитие у подростка способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; механизм самоопределения личности.

Упражнение «Формулы ценностей»

Упражнение направлено на поддержку подростков в общечеловеческих ценностей. Упражнение выполняется в микрогуруппах (3-4 чел.). Задача каждой микрогруппы: учитывая факторы, оказывающие влияние на жизнь человека, вывести формулы —

1 этап работы – формулу здоровья человека;

2 этап работы – формулу дружбы;

3 этап работы – формулу любви;

4 этап работы – формулу успеха.

Список ценностей может быть ведущим расширен.

Далее микрогруппы осуществляют поиск соответствующих формул. После чего проводится их презентация в большой группе, обсуждение с последующим выход на вопросы: какие чувства у вас возникли в процессе работы с формулами? какие коррективы вы согласны внести в свои формулы после их обсуждения?

  1. Общекультурная компетенция

Общекультурная компетенция представлена знаниями об окружающем мире и месте человека в нем. Осведомленность, обладание познанием и опытом социально-полезной деятельности, духовно-нравственными и культурологическими основами жизни человека обеспечивает развитие когнитивной сферы личности, ее субъектного опыта.

Упражнение «Сказка»

Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются — о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

В какой стране народу жилось лучше? Почему?

Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

  1. Социально-информационная компетенция

Информационная компетенция связана с развитием у подростка способности самостоятельно работать с различными источниками информации: анализировать, отбирать, необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Упражнение «Что я выиграю / что я потеряю»

Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.

Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.

На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.

  1. Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Упражнение « Мне нравится в тебе…»

Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас — желающий — в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.

После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

  1. Социально-трудовая компетенция

Социально-трудовая компетенция заключается в обладании знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных прав и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Упражнение «Биржа труда»

Упражнение ориентировано на формирование готовности подростков к будущим поискам работы через биржу труда. Ведущий выполняет роль консультанта или выбирает участника, который будет выполнять эту роль. Задача консультанта – оповещение потенциальных работников о той или иной вакансии, которую ему необходимо придумать. Для создания в группе благоприятного социально-психологического климата лучше, если он пофантазирует и предложит вначале какую-нибудь смешную, нереальную вакансию (например, «поедатель пирожков», «выносчик мусора в квартире», «укротитель буйных» и пр.).

Далее участники составляют свое резюме. В резюме указываются: сведения о себе; цель поиска и получения именно этой работы; образование; интересы и увлечения; знание языков; опыт работы; рекомендации и пр. Для смешных вакансий резюме тоже может быть смешным. Пока соискатели составляют резюме, консультант продумывает для них уточняющие вопросы, задания, которые будут заданы на собеседовании.

Далее организуются консультантом собеседования. Когда все желающие получить данное место представятся и пройдут собеседование, консультант выбирает самую, по его мнению, лучшую кандидатуру, которая становится консультантом и предлагает нанимающимся на работу новую вакансию.

  1. Компетенция личного самосовершенствования

Компетенция личного самосовершенствования связана с процессами самопознания и саморазвития. Ее содержание представлено освоением способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, выражаемое в непрерывном самопознании, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Упражнение «Письмо негодованию»

Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».

Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».

Социальные компетенции подростка формируются не только целенаправленно, но и стихийно, под влиянием факторов социализации (семьи, группы сверстников, средств массовой информации, религии и др.), которые, в сущности, невозможно подчинить системе социально-педагогического контроля. В этой связи, групповая работа с подростками в направлении развития их социальных компетенций должна рассматриваться специалистами не только как форма организации социально-полезной занятости, но и как форма социально-психолого-педагогического взаимодействия, позволяющая оценить через наблюдение за поведением и деятельностью целевой группы достижения каждого ребенка и группы в целом в процессе социализации, определить «проблемное поле» в освоении социальных знаний, умений, навыков, спрогнозировать взаимодействие с личностью воспитанника и его ближайшим окружением в учреждениях образования и социального обслуживания.

При работе с подростками специалистам важно помнить, что социальные компетенции не изолированы друг от друга, они взаимообусловлены, интегративны. Их формирование основано не на принципах последовательности и автономности, а на принципах комплексности, систематичности. Кроме того, при использовании в практике предложенных упражнений необходимо учитывать специфику возраста, уровень удовлетворения социальных потребностей личности, ее направленность, социальный статус и уровень социального благополучия воспитанника, особенности семейного воспитания и ближайшего окружения. Соблюдение этих правил позволит спроектировать содержание совместной деятельности таким образом, чтобы оно возбуждало у подростка интерес к занятиям, стимулировало к применению приобретенного опыта в реальной практике, а также к самопознанию, саморазвитию, самореализации.

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2003. – №5(17). – С. 3-10.
  2. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. – 2001. – №4. – С. 16-21.
  3. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. – 2001. – №4. – С. 41-47.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.

Формирование социальных компетенций у подростков

Важным фактором экономического, социального и политического развития страны является уровень ее интеллектуального потенциала, который, во многом зависит от качества профессионального образования.

В исследованиях аналитического центра «Эксперт» (2005 г.), в которых приняли участие предприятия военно-промышленного комплекса, машиностроительного и металлургического профилей и др., было установлено, что востребованы не только обширные профессиональные знания, но и следующие социально-личностные качества будущих специалистов: умение ориентироваться и адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной среды, мобильность, высокая мотивация к работе, умение и желание постоянно учиться, умение работать в команде, личная эффективность, организационный опыт, коммуникабельность, коммуникационные навыки, умение вести переговоры и т.д. (данные качества позднее были определены как показатели социальной компетентности). Поэтому проблема целенаправленного формирования социально-личностных компетенций будущих специалистов является актуальной в современном профессиональном образовании.

Что понимается под социальной компетентностью?

Социальная компетентность(социальный – межличностный; компетенция, от лат. competere, – встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям». А конкретноможно сказать, что она является базисной, интегральной характеристикой личности, отражающей её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей полноценное овладение социальной реальностью и дающей возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данныймомент нормами и ценностями.

Структура социальной компетентности содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов мы выделяем знания и умения(когнитивный компонент), характеристики мышления(интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения(деятельностно-поведенческий компонент).

Эффективность формирования социально-личностных компетенций студентов достигается при соблюдении выявленного комплекса педагогических условий, включающего ориентацию образовательного процесса на актуальный уровень развития социально-личностных компетенций студентов, социально-профессиональную направленность образовательного процесса, усиление межпредметных связей, применение активных методов и коллективных форм обучения, проведение занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, создание психологически благоприятного климата для всех субъектов обучения и ситуации успеха. Поэтому наиболее эффективными мы считаем следующие методы развития социальных компетенций: проектный метод, деловая игра, метод взаимного обучения, кейс-методы, критическое мышление, работа малыми группами. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций.

Среди студентов техникума было проведено исследование по выявлению уровня знаний о социальных компетенциях, умений и навыков, способностей и качеств, необходимых для дальнейшего личностного и профессионального развития, а также активного участия в общественной жизни. Предварительно были изучены общие компетенции по всем специальностям техникума. Анализ показал, что общие компетенции, которые указаны в стандартах нового поколения одинаковы для всех специальностей, за исключением одной-«Коммерция». По данной специальности добавлены следующие компетенции необходимые для именно специалистов данной профессии:

  • пользоваться иностранным языком;
  • логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь;
  • соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

Была проведена диагностика по выявлению значимости и понятия социальных компетенций среди студентов 1-4 курсов, было опрошено 204 студента (выборочно). Анкета состояла из следующих вопросов:

После окончания техникума планируете ли вы работать по своей специальности? (да, планирую; да, но сначала продолжу обучение в вузе по родственной специальности; не хочу работать по выбранной специальности).

Какие информационные источники вы используете при подготовке к занятиям, экзаменам? (интернет; учебники, учебные пособия; дополнительная литература; другие)

Нравится ли вам работать в коллективе на достижение общей цели? (да, всегда принимаю активное участие; участвую, если преподаватель дает задание; не нарвится).

Педагог может способствовать развитию способностей судентов, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося. Функции педагога (преподавателя и классного руководителя) заключаются в создании необходимых условий для самоопределения, самоактуализации, самосознания, самореализации своего воспитанника. Среди преподавателей техникума была проведена диагностика по теме: «Социальные компетенции студентов и их формирование», было опрошено 32 человека. Предложены следующие вопросы:

Проблема развития социальной компетентностиобучаемых – это важная психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать выпускникам определенный уровень знаний, умений по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Для практической воспитательной работы классные руководители техникума определили, что больше всего подходят следующие методы воспитания:

методы убеждения , с помощью которых формируются взгляды, представления, понятие воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, призывы, убеждения);
методы упражнений (приручений ), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы(различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, создание ситуаций успеха);
– методы оценки и самооценки , с помощью которых производится оценка поступков, стимулирования деятельности (критика, поощрения, замечания, наказания, ситуация доверия, контроля).

Поскольку формирование компетентности невозможно только в рамках учебного процесса, то необходимо предусмотреть личностно-ориентированную организацию воспитательной деятельности классного руководителя, т.е разрабатывать систему развития социальной компетентности для студентов СПО как будущих специалистов, которая выступает гарантом их успешной адаптации к динамично меняющимся условиям жизни социума, обеспечивая перспективность эффективной социально – профессиональной реализации.

Библиография.

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19-27
  2. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3-14
  3. Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. – № 5. – С. 19-25
  4. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России – № 4, 2005. – С. 23-29
  5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
  6. Ищенко В. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 40-45
  7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – С. 3-13
  8. Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 61-65
  9. Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005. – № 5. – С. 73-77

ВВЕДЕНИЕ

Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Компетентностный подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности – совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить обучающихся тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный обучающийся сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании (11,с.89)

Вопросом реализации компетентностного подхода в общеобразовательной школе в настоящее время занимается большое число ученых-педагогов (Д.Б. Эльконин, В.В. Башев, Ю.В. Сенько, А.М. Аронов и др.)

На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой в общеобразовательных школах, в том смысле, что компетентностный подход более подробно рассмотрен в сфере профессионального образования. В связи с чем, преподаватели общеобразовательных дисциплин в школах, в частности, учителя информатики, не всегда представляют, как можно реализовывать компетентностный подход в ходе обучения.

Социальная компетенция играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом (например, в семье, школе, на предприятии, в обществе в целом). Поэтому современное образование ставит перед современным учителем не только формирование обще-учебных компетенций, но и выработка в обучающихся социальных компетенций. Это позволит воспитать в обучающихся, такие качества, как умении налаживать социальные контакты с людьми, терпеливость, уважение и понимание чужого характера, адекватное поведение и т.д.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе

информатике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. В этом заключается актуальность нашей работы.

Исходя из выше сказанных соображений вытекает проблема: каковы условия формирования социальных компетенций учащихся 7-8 классов на уроках информатики средствами информационно- коммуникационных технологий.

Тема исследования: «Формирование социальных компетенций учащихся 7-8 классов на уроках информатики средствами информационных коммуникационных технологий»

Цель – выявление роли информационных коммуникационных технологий в формировании социальных компетенций учащихся 7-8 классов.

Объект - процесс формирования социальных компетенций учащихся 7-8 классов на уроках информатики.

Предмет - информационно-коммуникационные технологии ИКТ как средство формирования социальных компетенций подростков на уроках информатики.

Гипотеза: мы предполагаем что, современные средства (ИКТ) способствуют формированию социальных компетенций подростков при условии если:

Грамотно отобрано содержание материала;

Формирование социальных компетенций учащихся 7-8 классов на уроках информатики будет происходить плавно и системно;

Дозирован учебный материал;

Задачи исследования:

1) Систематизировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения;

2) Выявить сущность понятия социальных компетенций, особенности его формирования учащихся 7-8 классов;

3) Подобрать группу методов для проведения экспериментальной работы;

4) Раскрыть основные понятия и особенности социальных компетенций на уроках информатики;

5) Создать методическую разработку «Формирование социальных компетенций подростков средствами ИКТ» как средство формирования социальных компетенций подростков средствами ИКТ на уроках информатики.

Методы исследования:тестирование, наблюдение, опрос, анкетирование.

Выполнение дипломной работы осуществляется по следующим этапам :

I этап. Выбор темы, ориентировка в ней.

II этап. Сбор и изучение научной и специальной литературы.

III этап. Отбор диагностических методик исследований и проведение констатирующего эксперимента.

IV этап. Обобщение результатов исследования и формулировка выводов.

V этап. Контрольный этап, письменное оформление дипломной работы.

Методологической основой нашей исследовательской работы стали труды Т.И. Григорьевой, А.А.Зубрилиной, Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, о психологических особенностях подростков, формирования социальных компетенций.

Теоретическая значимость нашей работы в том, что нами изучена и проанализирована необходимая литература по данной проблеме, теоретические выводы и заключения могут быть использованы в педагогической работе.

Практическая значимость состоит в том, что нами создана методическая разработка «Формирование социальных компетенций подростков средствами ИКТ» для учащихся 7-8 классов, разработка внедерена в учебный процесс и выявлена ее эффективность.

Работа носит проектный характер и состоит из пояснительной записки, которая включает в себя 5 параграфов, заключения, списка литературы, приложения и практической части.

Понятие социальных компетенций

Ставшее модным в наши дни выражение «социальная компетенция» определяется по-разному. При широкой трактовке сюда включают от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие. Некоторые авторы частные аспекты социальной компетенции сводят к двум основным параметрам – автономия и кооперация.(8,с.59).

Во-вторых, надо иметь в виду, что конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, ключевая квалификация и индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость отситуативной специфики. Что считать социальной компетенцией, определяется специфическими требованиями, регулированием, поведенческими ожиданиями. То, что в быту является успешной моделью поведения, в профессиональной повседневной жизни – особенно в организациях, управляемых с ориентацией на рынок – может привести к краху. Кроме того, ожидания по отношению к одному и тому же лицу сильно меняются в зависимости от роли, которую оно выполняет (например, управляющий, коллега, сотрудник).

В-третьих, социальную компетенцию ни в коем случае нельзя понимать как индивидуальную квалификацию или личную мотивацию. Она может развиваться только в открытом и благоприятном ситуативном контексте. Упрощенческая, психологическая (особенно сводимая лишь к личностным качествам индивида) интерпретация социальной компетенции слишком близорука. Такой подход пригоден лишь для объяснения часто наблюдаемых, сильных отклонений в социальном поведении какого-либо индивидуума. Поэтому огромное значение приобретает стимулирование социальной компетенции с помощью структурно-системных методов управления (например, путем привития групповой культуры и организации труда).

В данной работе под социальной компетенцией подразумевается способность (умение) и готовность (желание) людей относиться к себе и своим партнерам конструктивно, независимо, со стремлением к сотрудничеству и с учетом сложившейся ситуации. Эта концепция включает два основных параметра (две субкомпетенции):самостоятельность, понимаемую как способность и мотивация к самостоятельному действию, и кооперацию, понимаемую как способность и мотивация к солидарному действию и оказанию помощи партнерам.

1) вербальное или невербальное выражение мнений на деловом уровне, на уровне отношений, намерений и эмоций;

2) интерпретация мнений, выраженных вербально или невербально на деловом уровне, на уровне отношений, намерений и эмоций;

3) метакоммуникация (подход к коммуникационному процессу с позиции долгосрочной перспективы);

4) чуткость к коммуникационным помехам (скрытым и явным);

5) анализ условий коммуникации (ситуативных и персональных);



Что еще почитать