Тяжелые танки японии периода второй мировой войны. Японские танки периода Второй Мировой войны. Память о танке

Доброе Мировое Зло (Миф)

Развитие бронетанковых сил в Японии
25 ноября 1936 года императорская Япония и гитлеровская Германия подписали "антикоминтерновский пакт". Год спустя, в 1937 году, к соглашению присоединилась фашистская Италия. Коалиция оси "Берлин-Рим-Токио" приступила к разделу сфер влияния. Япония, давно мечтавшая о власти над "Великой Восточной Азией", и уже успевшая к этому времени захватить Манчжурию, оказалась наиболее готовой из своих союзниц к широкомасштабным военным действиям. В 1937 году Япония начала вторжение к Китай. И не случайно именно в этом году в стране восходящего солнца был создан первый танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.

Лёгкий танк "Ха-го"
"Ха-го" стал самым массовым японским танком 30 - 40-х годов - всего до 1943 года было произведено 1300 машин. Малые и легкие танки вообще составили основу танкового парка Японии во второй мировой войне. Согласно взглядам японского военного руководства танки предназначались для сопровождения пехоты в бою в составе небольших подразделений. В наставлении 1935 года по подготовке танковых частей указывалось, что "основное назначение танков - бой в тесном взаимодействии с пехотой". Основными их задачами считались: борьба с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в заграждениях. Танки могли посылаться в "ближние рейды" за передний край обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его систему обороны, они должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее атаку. Наиболее маневренным видом боевых действий были "глубокие рейды" вместе с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах, саперами и полевой артиллерией. В обороне танки использовались для проведения частых контратак (в основном ночью) или для ведения огня из засады. Борьба с танками противника допускалась только при крайней необходимости. Правда, к концу войны японские наставления уже рассматривали танки как наиболее эффективное противотанковое средство. Нередко легкие танки в обороне закапывали в землю.

Тип 97, он же "Чи-Ха" - средний танк Имперских Сухопутных Сил Японии.
Сегодняшний рассказ - о самом знаменитом японском танке Второй Мировой Войны. Самом знаменитом, и самом массовом в производстве.

"Чи-Ха" был одним из первых японских танков, разработанных группой инженеров Томио Хары. Собственно, эта машина была модификацией двух первых танков, принятых на вооружение - легких "тип 89 Чи-Ро" и "тип 95 Ха-Го". Учитывая первый опыт в танкостроении, со всеми его успехами и неудачами, японские инженеры принялись одновременно за разработку двух последующих моделей. Одна из них получила название "Чи-Ха", он же "средний третий", вторая - "Чи-Ни", он же "средний четвертый".

Причиной для одновременной разработки двух машин, являлось следующее: японская сухопутная армия разделилась тогда в отношении танков на два лагеря. Один - во главе с министерством обороны, генеральным штабом сухопутных сил и арсеналом Осаки. Они считали более целесообразным построить как можно быстрее и как можно больше легких танков, более простых и дешевых в производстве. Второй лагерь - арсенал города Сагами, многочисленные военные эксперты и офицеры с фронта. Они считали более лучшим построить меньшее количество танков, но более совершенных - полноценных
средних танков с хорошей броней, маневренностью и вооружением. Обе стороны так и не пришли к взаимному соглашению, поэтому инженерам был отдан приказ на разработку двух вариантов танка, которые бы устроили обе стороны. "Чи-ха" должен был отвечать запросам арсенала Сагами - то есть быть хорошо защищенным средним танком, а "Чи-Ни" - требованиям генерального штаба, и быть более легкой и дешевой машиной.

Средний танк "Тип 01 Чи-Хе"
Танк "Тип 01", он же "Чи-Хе", был построен на базе танка "тип 97 Чи-Ха" и, по сути, являлся его модификацией.

Учитвая боевой опыт танка "Чи-ха", японские конструкторы решили улучшить внушительный ряд узлов своих бронемашин. Причиной для этого послужили не слишком впечатляющие результаты японских танков "Чи-Ха" при встрече с американскими "М3". Новый танк, "Тип 01 Чи-Хе", он же "средний шестой", должен был получить более мощное орудие - самое слабое место всех предыдущих танков, также более мощный двигатель, и более толстую броню.

Итак, учитывая печальный опыт столкновений с американскими танками, японские инженеры были вынуждены ввести ряд существенных изменений в конструкцию своих бронемашин. На тот период самыми лучшими японскими танками считались "Тип 97 Чи-Ха" и его модификация "Синхото Чи-Ха". Однако, как обнаружилось, "Чи-Ха" имел на вооружении слишком слабое башенное орудие, не способное пробивать толстую броню "американцев" с большого расстояния. Также было решено, что "Чи-Ха" имел не слишком надежную защиту, как по толщине брони, так по углу наклона бронелистов.

Первым танком, получившим эти модификации, стал "Тип 01 Чи-Хе".
В сравнении со своим предшественником, танком "Чи-Ха", "Тип 01" вышел слегка длинее и чуть уже. Повышение толщины фронтальных бронелистов, равно как и более тупой угол их наклона, вызвал утяжеление танка на две с небольшим тонны. На новой машине уже не было выступающей вперед рубки и жалюзи на бортах.

Японское танкостроение берет начало с 20-х годов прошлого столетия. Вплоть до создания современного танка в конструировании боевых машин четко прослеживается несколько линий.

Во-первых, из-за постоянной нехватки сырья, танков в большом количестве никогда не строили. Максимум, был достигнут в 1942 году, тогда за год построили 1191 штук, дальше количество постоянно уменьшалось. Для сравнения, в СССР за этот период выпустили свыше 24 000 танков, а в Германии 6200.

Во-вторых , для обеспечения господства над тихоокеанским театром военных действий Япония отдавала приоритет в постройке мощного флота и авиации, а сухопутным войскам отводилась роль «зачистки».

Даже принятый 25 января 1945 года указ «Программа чрезвычайных мер для достижения победы» в выпуске вооружения отдавал приоритет строительству самолетов. Поэтому для успешного перебрасывания танков кораблями, последние должны были обладать малыми весом и габаритами. Из-за обеих причин японская промышленность никогда не выпускала тяжелых боевых машин.

Японские стратеги считали, что танковых схваток на островах быть не может, поэтому долгое время танки вооружали только пулеметам для уничтожения живой силы и подавления огневых точек противника. Между прочим, стратеги оказались правы — танковые сражения на островах были крайне редки.

Применение танков Японской армией

Уставы и наставления Японской армии отводили танкам роль ближней разведки и поддержки пехоты в бою и, поэтому до 1941 года крупных танковых подразделений не создавали.

Основная задача танков, как говорилось в уставе 1935 года, — в «бой в тесном взаимодействии с пехотой». То есть, как уже упоминалось, уничтожение живой силы противника, борьба с его огневыми точками, подавление полевой артиллерии, не подавленной во время авиа- и артподготорки, а также прорыв в заградительной линии обороны проходов для пехоты.

Допускалось ограниченное взаимодействие танков с авиацией и полевой артиллерией. Иногда танковые подразделения или просто один танк посылались за передний рубеж обороны противника на максимальную глубину до 600 м, в так называемые «ближние рейды». После нарушения системы обороны, танки должны были немедленно возвращаться к пехоте для поддержки ее атаки.

В качестве своего рода разведки, в первом эшелоне использовали малые танки, которые вскрывали систему огня противника, после них следовали средние и легкие танки с пехотой. Объективно, такая система ведения боя устарела после , но в конфликтах в Бирме, Китае, Малайе и других странах она приносила определенные результаты. Иногда танки использовали в составе объединенных групп для глубоких рейдов, кроме танковых подразделений в группу входили: моторизованная пехота, кавалерия и саперы на автомашинах полевой артиллерии. Во время марша танки с задачей уничтожения противника мешающего продвижению могли придаваться авангарду. При этом они должны были двигаться или «скачками» впереди авангарда или параллельным курсом. При сторожевом охранении могли выделять 1-2 танка в состав поста.

При обороне их применяли для проведения контратак или ведения огня из засад, часто использовали как неподвижные огневые точки. Непосредственные бои с танками противника категорически запрещались, допускали только в крайнем случае.

Личный состав танковых войск в целом был достаточно хорошо подготовленным. Механики-водители, радисты, артиллеристы, стрелки проходили обучение в специальных школах на протяжении 2-х годов. Командиров танка набирали из числа общевойсковых, которые даже внутри танка не расставались со своим мечом. Для соответствия они проходили только переподготовку в течении 3-6 месяцев.

В целом в характеристике военных действий Японской армии просматривались нотки свойственные военным концепциям СССР и Германии – маневренность и внезапность, но малое количество и низкие технические характеристики танков заставляли рассматривать последних скорее как позиционные средства.

Обозначение Японских танков

Для обозначения боевой техники и вооружения в Японии использовали два взаимозаменяемых варианта: числовое или при помощи иероглифов.

При числовом обозначении использовался год принятия модели на вооружение за летосчислением «от основания Империи» (660 год до н.э.). До «круглого» 1940 года (3000 по японскому календарю) использовалось полное обозначение (четыре цифры) или две последние, так модели 1935 года соответствовали названия «тип 2595», «2595» или «95», а для модели 1940 года – «тип 100». Начиная с 1941 года в обозначении использовалась только последняя цифра: образец 1942г. – «тип 2», 1943г — «тип-3» и т.д.

При другом варианте обозначения использовались названия состоящие из иероглифа обозначающего тип боевой машины и счетного иероглифа.

Например, «Ке-Ри» и «Ке-Хо». Здесь числительное значение соответствовало номеру разработки, а не году принятия на вооружение. Само собой, что были исключения, например «Ка-Ми» состоит из слова «плавающий» и начала названия копании «Мицубиси», а «Ха-Го» — из «счетного» иероглифа и слова «модель». Иногда некоторые машины получали имена по названию фирм и арсеналов – «Осака», «Сумида». В некоторых документах, включая японские, для обозначения танков и бронемашин, как привило опытных образцов, используется латинские аббревиатуры.

Если говорить в целом об японских танках, то они отличались малым весом и слабым бронированием. При удельном давлении в 0,7-0,8 кг/см2 , они имели хорошую проходимость. Но при этом имели слабое огневое обеспечение, примитивные средства наблюдения и обеспечивались плохими приборами связи.

До 1940г., когда применили сварку, танки собирались с помощью заклепок на каркасе. В расчете на не высокий рост танкистов, внутренне пространство ужималось до максимума. Ремонт и обслуживание узлов и агрегатов облегчало обилие лючков, что в тоже время ослабляло бронелисты.

Из положительных характеристик можно отметить – японцы первые в мире применили курсовые пулеметы и дизельные двигатели; на разных классах машин применялись одинаковые командирские башенки, одинаковой схемы подвески и т.д., что значительно облегчало подготовку личного состава.

История японского танкостроения

Первым собственным танком Японии был построенный в 1927 г. арсеналом в Осаке опытный двухбашенный танк «Чи-и» (средний первый) весом 18 тон. До этого использовались танки иностранного производства, закупались французские М21 «Шенильет, «Рено» FT-18, NC-27, Рено» NC-26, аглийские Mk.IV, Mk.А «Уиппет», MkC, «Виккерс», «Виккерс 6-тонный». Все закупленные образцы тщательным образом анализировались конструкторами. Так на французских (в серию пошли как «Оцу») двигатель заменялся дизельным. К слову- французкие NC-27 («Оцу») и Рено» FT-18 («Ко-гата») использовались армией до 1940г.

Кроме двухбашенных «Чи-и», были созданы в 1931 г. 18-тонный трехбашенный танк » Тип 2591″ и в 1934 г. трехбашенный «Тип 2595″. Если эти машины хотя бы реально создавались, то создание «Тип 100» или «О-и» (большой первый) остановилось на проектных работах, трехбашенную машину весом 100 т планировалось использовать для прорыва укрепленных районов.На этом эксперименты с созданием многобашенных танков закончились, несколько построенных танков » 2591″ применялись в Китае.

На базе танков «Виккерс Мk.С» в начале 30-х гг. был создан средний танк «И-го» («первая модель») или «89 Ко». Он стал первым серийным танком, с 1931-1937 гг выпустили 230 штук.

Значительный подъем японское танкостроение получило после принятия Верховным командованием решения по широкомасштабной механизации армии в 1932г, за чем последовали соответствующие заказы промышленности.

Японцам удалось избежать повального увлечения танкетками. Проанализировав закупленную танкетку «Карден-Лойд», японцы создали малый танк «Тип 2592». На нем применялась подвеска предложенная самым известным японским танкостроителем Томио Хара. Модель получилась настолько удачной, что в последствии на ней было построено несколько новых моделей.

В 1935 г. промышленность начала выпускать самые известные легкие танки «Ха-го» , а с 1937 — средние танки «Чи-ха». Обе модели до конца были основными в танковом парке Японии.

Планирование военных действий на островах требовало наличие для десанта плавающих боевых машин. Работы по созданию таких машин с разным успехом велись с конца 20-х годов, но пик пришелся на конец Второй мировой войны. В 1934 г. была попытка создать плавающий танк путем придания кузову водоизмещающей формы «2592» или «А-И-Го», с 1941г. серийно впускается плавающий «Тип 2» или «Ка-ми», с 1943г «Тип 2»или «Ка-чи» , а в 1945г. появился «Тип 5» или «То-Ку».

После перехода к стратегической обороне, танковое производство значительно возросло, некоторые модели претерпели модернизацию, некоторые сняли с производства заменив их новыми образцами. Так появились легкие: 1943г- модернизированный «Ха-го»- «Ке-ри»(легкий шестой), 1944г – «Ке-ну» (легкий десятый), 1944г — «Ке-Хо» (легкий пятый); и средние: 1941г модификация «Чи-ха» – «Чи-Хе» (средний шестой), 1944г – «Чи-то» (средний седьмой), 1945г — в единственном экземпляре «Чи-Ри» (средний девятый), 1945г — «Чи-Ну» (средний десятый).

Современные японские танки

После окончания Второй мировой войны, находясь под американскими оккупационными войсками, производсто бронетехники в Японии полностью прекратилось. Его восстановление началось с момента создания «сил самообороны», на первых порах на вооружении которых состояли американские М24 и М4. следует отметить, что все послевоенное танкостроение Японии проходит под сильным влиянием США. Основным разработчиком танков становится « Мицубиси Хеви Индастрилз».

Первым послевоенным танком стал «Тип 61», который простоял на вооружении до 1984 года. В танке просматривались довоенные традиции, например кормовое расположение двигателя с передним приводом. Начиная с 1962г начались разработки над основным боевым танком, им стал серийный «74». В первую очередь для противостояния советским «Т-72», в 1989году принят на вооружение танк третьего поколения « 90». 13 февраля 2008 года Япония представила танк последнего поколения «Тип 10». По внешнему виду «Тип 10» напоминает «Merkava Мк-4» и «Leopard 2A6», но по габаритами массе он ближе к российским танкам. В принципе это только прототип и в серию он может пойти с какими-то изменениями.

За двадцать лет до начала войны с Китаем и последовавшего за этим наступления на всю Юго-Восточную Азию, Японская империя начала формирование своих бронетанковых войск. Опыт Первой Мировой войны показал перспективы танков и японцы приняли его к сведению. Создание японской танковой отрасли началось с тщательного изучения зарубежных машин. Для этого, начиная с 1919 года, Япония закупала у европейских стран небольшие партии танков различных моделей. В середине двадцатых наилучшими были признаны французский Renault FT-18 и английский Mk.A Whippet. В апреле 1925 года из этих бронемашин была сформирована первая японская танковая группа. В дальнейшем закупка зарубежных образцов продолжилась, но особо крупных размеров не имела. Японские конструкторы уже подготовили несколько собственных проектов.

Renault FT-17/18 (The 17 had an MG, the 18 had a 37mm gun)

Танки Mk.A Whippet Императорской армии Японии


В 1927 году Осакский арсенал явил миру первый японский танк собственной разработки. имела боевую массу 18 тонн и вооружалась 57-мм пушкой и двумя пулеметами. Вооружение монтировалось в двух самостоятельных башнях. Вполне очевидно, что первый опыт самостоятельного создания бронетехники не увенчался особым успехом. Танк «Чи-И» был, в целом, неплох. Но не обошлось без т.н. детских болезней, что было простительно для самой первой конструкции. Учтя опыт испытаний и пробной эксплуатации в войсках, через четыре года был создан еще один танк той же массы. «Тип 91» оснащался тремя башнями, в которых находились 70-миллиметровая и 37-миллиметровая пушки, а также пулеметы. Примечательно, что пулеметная башня, будучи предназначенной для обороны машины с тыла, располагалась за моторным отсеком. Другие две башни располагались в передней и средней части танка. Самое мощное орудие устанавливалось на крупной средней башне. Эту схему вооружения и компоновки японцы применили на следующем своем среднем танке. «Тип 95» появился в 1935 году и даже строился небольшой серией. Однако ряд конструктивных и эксплуатационных особенностей в итоге привел к отказу от многобашенных систем. Все дальнейшие японские бронемашины либо оснащались одной башней, либо обходились рубкой или бронещитком пулеметчика.

Первый японский средний танк, который именовался как 2587 ”Чи-и” (иногда его называли "средний танк №1")


«Специальный трактор»

После отказа от идеи танка с несколькими башнями японские военные и конструкторы начали развивать другое направление бронетехники, которое в итоге стало основой для целого семейства боевых машин. В 1935 году на вооружение японской армии был принят легкий/малый танк «Тип 94», также известный под названием «ТК» (сокращение от «Токубецу Кенинся» - дословно «Специальный трактор»). Изначально этот танк с боевой массой в три с половиной тонны - из-за этого в европейской классификации бронетехники он числится танкеткой - разрабатывался как специальное транспортное средство для перевозки грузов и сопровождения автоколонн. Тем не менее, со временем проект развился в полноценную легкую боевую машину. Конструкция и компоновка танка «Тип 94» впоследствии стала классической для японских бронемашин. Корпус «ТК» собирался на каркасе из уголков из катаных листов, максимальная толщина брони равнялась 12 миллиметрам верхней детали лба. Днище и крыша были в три раза тоньше. В передней части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение с бензиновым двигателем Mitsubishi «Тип 94» мощностью 35 лошадиных сил. Столь слабого мотора хватало на скорость всего в 40 км/ч по шоссе. Подвеска танка была сконструирована по схеме майора Т. Хары. Четыре опорных катка на гусеницу попарно крепились на концах балансира, который, в свою очередь, монтировался на корпусе. Амортизирующим элементом подвески была спиральная пружина, установленная вдоль корпуса и прикрытая цилиндрическим кожухом. С каждого борта ходовая часть оснащалась двумя такими блоками, при этом зафиксированные концы пружин находились в центре ходовой. Вооружение «Специального трактора» состояло из одного пулемета «Тип 91» калибра 6,5 миллиметра. Проект «Тип 94» в целом был удачным, хотя и имел ряд недостатков. Прежде всего, претензии вызывала слабая защита и недостаточное вооружение. Всего один пулемет винтовочного калибра был действенным оружием только против слабого противника.

«Тип 94» «ТК» захваченный американцами


«Тип 97»/«Те-Ке»

Техническое задание на следующую бронемашину подразумевало более высокие уровни защиты и огневой мощи. Поскольку конструкция «Типа 94» имела определенный потенциал в отношении развития, то новый «Тип 97», он же «Те-Ке», по факту стал его глубокой модернизацией. По этой причине подвеска и конструкция корпуса «Те-Ке» почти полностью была аналогична соответствующим агрегатам «Типа 94». В то же время, были и отличия. Боевая масса нового танка выросла до 4,75 тонны, что в сочетании с новым более мощным двигателем могло повлечь за собой серьезные изменения в балансировке. Во избежание слишком большой нагрузки на передние опорные катки двигатель OHV был размещен в корме танка. Двухтактный дизель развивал мощность до 60 л.с. При этом увеличение мощности мотора не повлекло за собой улучшения ходовых качеств. Скорость «Типа 97» осталась на уровне предыдущего танка «ТК». Перенос двигателя в корму потребовал изменения компоновки и формы передней части корпуса. Так, благодаря увеличению свободных объемов в носу танка, удалось сделать более эргономичное рабочее место механика-водителя с более удобной «рубкой», выступающей над лобовым и верхним листами корпуса. Уровень защиты «Типа 97» был немного выше, чем у «Типа 94». Теперь весь корпус собирался из 12-миллиметровых листов. Кроме того, верхняя часть бортов корпуса имела толщину в 16 миллиметров. Такая интересная особенность была обусловлена углами наклона листов. Поскольку лобовой располагался под большим углом к горизонтали, чем бортовые, разная толщина позволила обеспечить одинаковый уровень защиты со всех ракурсов. Экипаж танка «Тип 97» состоял из двух человек. Они не располагали какими-либо специальными наблюдательными приборами и пользовались только смотровыми щелями и прицелами. Рабочее место командира танка располагалось в боевом отделении, в башне. В его распоряжении имелась пушка калибра 37 мм и 7,7-мм пулемет. Орудие «Тип 94» с клиновым затвором заряжалось вручную. Боекомплект из 66 бронебойных и осколочных снарядов укладывался вдоль бортов, внутри корпуса танка. Пробиваемость бронебойного снаряда составляла около 35 миллиметров с дистанции 300 метров. Спаренный пулемет «Тип 97» имел боезапас более 1700 патронов.

Type 97 Te-Ke


Серийное производство танков «Тип 97» началось в 1938-39 годах. До его прекращения в 1942 году было собрано порядка шестисот боевых машин. Появившись в самом конце тридцатых годов, «Те-Ке» успел поучаствовать практически во всех военных конфликтах того времени, от боев в Манчжурии и до десантных операций 1944 года. В первое время промышленность не справлялась с выпуском требуемого количества танков, поэтому проходилось распределять их между частями с особой тщательностью. Применение «Типа 97» в боях шло с переменным успехом: слабое бронирование не обеспечивало защиты от немалой части огневых средств противника, а собственное вооружение не могло дать должной огневой мощи и дальности эффективного огня. В 1940 году была предпринята попытка установить на «Те-Ке» новую пушку со стволом большей длины и прежним калибром. Начальная скорость снаряда выросла на сто метров в секунду и достигла уровня в 670-680 м/с. Тем не менее, со временем выяснилась недостаточность и этого вооружения.

«Тип 95»

Дальнейшим развитием тематики легких танков стал «Тип 95» или «Ха-Го», созданный немного позже «Те-Ке». В целом, он был логическим продолжением предыдущих машин, однако не обошлось без серьезных изменений. Прежде всего изменили конструкцию ходовой части. На предыдущих машинах направляющее колесо также играло роль опорного катка и прижимало гусеницу к земле. На «Ха-Го» эта деталь была поднята над землей и гусеница приобрела более привычный для танков того времени вид. Конструкция бронированного корпуса осталась прежней - каркас и катаные листы. Большинство панелей имело толщину 12 миллиметров, из-за чего уровень защиты остался на прежнем уровне. Основой силовой установки танка «Тип 95» был шестицилиндровый двухтактный дизель мощностью 120 л.с. Такая мощность двигателя, несмотря на боевую массу в семь с половиной тонн, позволила сохранить и даже повысить скоростные качества и проходимость машины по сравнению с предыдущими. Максимальная скорость «Ха-Го» на шоссе равнялась 45 км/ч.

Главное оружие танка «Ха-Го» было аналогично вооружению «Типа 97». Это была 37-миллиметровая пушка «Тип 94». Систему подвеса пушки сделали довольно оригинальным способом. Орудие не закреплялось жестко и могло перемещаться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Благодаря этому имелась возможность грубо наводить пушку поворотом башни и подстраивать наводку при помощи ее собственных механизмов поворота. Боекомплект пушки - 75 унитарных снарядов - размещался вдоль стенок боевого отделения. Дополнительным вооружением «Типа 95» сперва были два 6,5-мм пулемета «Тип 91». Позже, с переходом японской армии на новый патрон, их место заняли пулеметы «Тип 97» калибра 7,7 миллиметра. Один из пулеметов устанавливался в задней части башни, другой - в качающейся установке в переднем листе бронекорпуса. Кроме того, на левой части корпуса имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа. Экипаж «Ха-Го», впервые в этой линейке легких танков, состоял из трех человек: механика водителя, техника-стрелка и командира наводчика. В обязанности техника-стрелка входил контроль над двигателем и ведение огня из переднего пулемета. Второй пулемет управлялся командиром. Он же заряжал пушку и стрелял из нее.

Первая опытная партия танков «Ха-Го» была собрана еще в 1935 году и сразу же пошла в войска на пробную эксплуатацию. В войне с Китаем, ввиду слабости армии последнего, новые японские танки особых успехов не достигли. Немного позже, во время боев у Халхин-Гола, японским военным наконец удалось проверить «Тип 95» в реальном бою с достойным противником. Эта проверка закончилась печально: почти все имевшиеся у Квантунской армии «Ха-Го» были уничтожены танками и артиллерией Красной Армии. Одним из результатов боев на Халхин-Голе стало признание японским командованием недостаточности 37-миллиметровых пушек. В ходе боев советские БТ-5, оснащенные 45-мм орудиями, успевали уничтожать японские танки еще до того, как те подходили на дистанцию уверенного поражения. Кроме того, в составе японских бронетанковых соединений было немало пулеметных танков, что явно не способствовало успеху в боях.

«Ха-Го», захваченный американскими войсками на острове Ио


В дальнейшем танки «Ха-Го» столкнулись в бою с американской техникой и артиллерией. Ввиду значительной разницы в калибрах - американцы уже вовсю применяли танковые пушки калибра 75 миллиметров - японские бронемашины часто несли большие потери. К концу войны на Тихом океане легкие танки «Тип 95» часто переделывались в стационарные огневые точки, однако и их эффективность была невелика. Последние бои с участием «Типа 95» состоялись во время Третьей гражданской войны в Китае. Трофейные танки передавались китайским военным, причем СССР отправлял захваченную бронетехнику Народно-освободительной армии, а США - Гоминьдану. Несмотря на активное использование «Типа 95» после Второй Мировой войны, этот танк можно признать достаточно везучим. Из 2300 с лишним построенных танков до нашего времени в виде музейных экспонатов дожило полтора десятка. Еще несколько десятков танков в поврежденном состоянии являются местными достопримечательностями в некоторых азиатских странах.

Средний «Чи-Ха»

Вскоре после начала испытаний танка «Ха-Го» фирма «Мицубиси» представила еще один проект, уходящий своими корнями в начало тридцатых годов. На этот раз старая добрая концепция «ТК» стала основой для нового среднего танка, получившего наименование «Тип 97» или «Чи-Ха». При этом стоит отметить, что «Чи-Ха» имел мало общих черт с «Те-Ке». Совпадение цифрового индекса разработки было обусловлено некоторыми бюрократическими моментами. Тем не менее, без заимствования идей дело не обошлось. Новый «Тип 97» имел такую же компоновку, как и предыдущие машины: мотор в корме, трансмиссия в передней части и боевое отделение между ними. Конструкция «Чи-Ха» выполнялась по каркасной системе. Максимальная толщина катаных листов корпуса в случае с «Типом 97» увеличилась до 27 миллиметров. Это обеспечило значительное повышение уровня защиты. Как позже показала практика, новая более толстая броня оказалась куда более стойкой к вооружению противника. К примеру, американские крупнокалиберные пулеметы Браунинг M2 уверенно поражали танки «Ха-Го» на дистанциях до 500 метров, но на броне «Чи-Ха» они оставляли только вмятины. Более солидное бронирование привело к повышению боевой массы танка до 15,8 тонны. Этот факт потребовал установить новый двигатель. На ранних стадиях проекта рассматривалось два мотора. Оба имели одинаковую мощность в 170 л.с., но были разработаны разными фирмами. В итоге был выбран дизель Mitsubishi, оказавшийся немногим более удобным в производстве. Да и возможность быстрой и удобной связи конструкторов-танкостроителей с инженерами-двигателистами сделала свое дело.


Учитывая текущие тенденции развития зарубежных танков, конструкторы «Мицубиси» решили оснастить новый «Тип 97» более мощным оружием, чем было у предыдущих танков. На поворотной башне была установлена 57-миллиметровая пушка «Тип 97». Как и на «Ха-Го», пушка могла качаться на цапфах не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной, в пределах сектора шириной 20°. Примечательно, что тонкая наводка орудия по горизонтали производилась безо всяких механических средств - только физической силой наводчика. Вертикальная наводка осуществлялась в секторе от -9° до +21°. В стандартном боекомплекте пушки было 80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных снарядов. Бронебойный боеприпас весом в 2,58 кг с километра пробивал до 12 миллиметров брони. На вдвое меньшей дистанции показатель пробиваемости повышался в полтора раза. Дополнительное вооружение «Чи-Ха» состояло из двух пулеметов «Тип 97». Один из них располагался в передней части корпуса, а другой предназначался для обороны от нападения сзади. Новое орудие заставило танкостроителей пойти на очередное увеличение экипажа. Теперь в него входило четыре человека: механик-водитель, стрелок, заряжающий и командир-наводчик.

В 1942 году на базе «Типа 97» был создан танк «Шинхото Чи-Ха», отличавшийся от оригинальной модели новой пушкой. 47-мм орудие «Тип 1» позволило увеличить боекомплект до 102 снарядов и одновременно с этим повысить бронепробиваемость. Ствол длиной в 48 калибров разгонял снаряд до таких скоростей, на которых он мог пробить до 68-70 миллиметров брони на дистанции до 500 метров. Обновленный танк оказался более эффективным против бронетехники и укреплений противника, в связи с чем было начато серийное производство. Кроме того, немалая часть из семисот с лишним изготовленных «Шинхото Чи-Ха» была переоборудована в ходе ремонта из простых танков «Тип 97».


Боевое применение «Чи-Ха», начатое в первые же месяцы войны на Тихоокеанском театре военных действий, до определенного времени показывало достаточную эффективность примененных решений. Однако со временем, когда в войну вступили США, уже имевшие в войсках такие танки, как M3 Lee, стало понятно, что все имеющиеся у Японии легкие и средние танки попросту не могут бороться с ними. Для надежного поражения американских танков требовались точные попадания в определенные их части. Именно это послужило причиной для создания новой башни с пушкой «Тип 1». Так или иначе, ни одна из модификаций «Типа 97» не могла на равных конкурировать с техникой противника, США или СССР. В том числе и в результате этого из примерно 2100 штук до нашего времени дожило только два целых танка «Чи-Ха». Еще дюжина сохранилась в поврежденном виде и тоже является музейными экспонатами.

Японские танки 1939-1945 годов

В 1940 году начались работы по глубокой модернизации среднего танка «Чи-Ха», и в результате у конструкторов получилась совершенно новая машина — Тип 1 «Чи-Хе». Одним из важнейших отличий «Чи-Хе» от его предшественника был корпус: впервые в Японии его выполнили не клёпаным, а сварным. Это само по себе положительно влияло на живучесть машины в боевых условиях. Кроме того, толщина брони корпуса увеличилась, достигнув 50 мм «во лбу» и 20 мм по бокам и в корме. На танк была установлена новая трёхместная башня, и появился пятый член экипажа — заряжающий. Это облегчило работу командиру танка. «Чи-Хе» оснащался 47-мм пушкой Тип 1, разработанной на основе противотанкового орудия, но с улучшенными противооткатными устройствами и спусковым механизмом. Снаряд этой пушки пробивал по нормали броню толщиной до 68 мм на дистанции 500 метров. Эта же пушка устанавливалась и на «Шинхото Чи-Ха». Увеличенная толщина брони привела к возрастанию массы «Чи-Хе» на полторы тонны по сравнению с «Чи-Ха». Новый дизель «Мицубиси» мощностью 240 лошадиных сил не только компенсировал это увеличение, но и позволил «Чи-Хе» развивать скорость до 44 км/ч. Выпуск нового танка начали в 1941 году фирма «Мицубиси» и арсенал Сагами. При этом производство «Чи-Ха» не прекращалось. До 1945 года был построен 601 танк Тип 1 «Чи-Хе». Отдельные машины оставались на вооружении Сил самообороны Японии до конца 1960-х годов.

С 1938 до 1944 года японские инженеры занимались модернизацией ряда серийных танков, но по большей части дело не продвигалось далее постройки одного или нескольких опытных образцов. Так, на основе лёгкого танка «Ке-Ни» был создан новый образец — Тип 2 «Ке-То», построенный всего в нескольких экземплярах. На базе «Ха-Го» в 1943 году проектировался лёгкий танк «Ке-Ри» с 57-мм орудием в новой башне. Эту машину тоже выпускали только малой серией. Были и другие проекты, но ограниченный объём статьи не позволяет нам о них рассказать.

В 1944 году закончились работы над новым лёгким танком Тип 5 «Ке-Хо». Своей компоновкой и вооружением он напоминал «Чи-Хе», однако был оснащён двухместной башней и дизельным двигателем мощностью 150 лошадиных сил. Ходовая часть имела по шесть сдвоенных катков с каждого борта. Толщина брони «Ке-Хо» составляла 25 мм в лобовой части, а по бортам и в корме — 12 мм. Весил танк 8,4 тонны. По результатам испытаний танк был признан удачным, но наладить его серийное производство до капитуляции в Японии не успели.

В 1943 году арсеналом в Осаке было разработано новое 75-мм орудие Тип 3, оснащённое дульным тормозом. С расстояния в 100 метров оно могло пробить 90-мм броню, а с 1000 метров — 65-мм. Этим орудием оснастили новый средний танк, принятый на вооружение в 1943 году под обозначением Тип 3 «Чи-Ну». Конструктивно и по компоновке модулей он повторял «Чи-Хе», весил 18,8 тонны и мог развивать скорость до 39 км/ч. До конца войны было построено всего 60 танков этого типа. Все они дислоцировались на Японских островах и в боевых действиях участия не принимали. Однако на фоне прочих японских серийных машин того времени Тип 3 «Чи-Ну» был наиболее мощно вооружённым танком.

Не успел пойти в серийное производство новый образец среднего танка Тип 4 «Чи-То». По сравнению с «Чи-Ну» он был существенно лучше бронирован (толщина брони «во лбу» корпуса — 75 мм, по бортам — до 35 мм) и оснащён длинноствольной 75-мм пушкой, разработанной на базе зенитного орудия. Кроме пушки танк был вооружён двумя пулемётами Тип 97 калибра 7,7 мм. По сравнению с более ранними моделями средних танков, «Чи-То» весил намного больше — около 35 тонн. При этом благодаря дизельному 400-сильному двигателю танк мог разогнаться до 45 км/ч. Изменённая конструкция ходовой части и более широкие гусеницы обеспечивали «Чи-То» неплохую проходимость. Всего до 1944 года было построено 5 экземпляров этой машины.

На основе конструкции Тип 4 «Чи-То» были разработаны и построены два образца среднего танка «Чи-Ри». Эта машина вооружалась сразу двумя орудиями. 75-мм пушка, аналогичная той, которая устанавливалась на средний танк «Чи-То», была размещена во вращающейся башне. 37-мм пушка (от танка «Ке-То») ставилась в лобовой лист корпуса. На втором экземпляре 37-мм пушку заменили пулемётом. Корпус танка был сварным, листы брони на бортах располагались под небольшим наклоном. Есть версия, что при конструировании корпуса японские инженеры «вдохновлялись» немецкой «Пантерой». На танк устанавливался дизельный двигатель «Кавасаки», построенный по лицензии фирмы BMW. По сравнению с «Чи-То» броня корпуса по бортам и в корме была усилена и достигала 50 мм. Максимальная скорость машины — 45 км/ч.

Тактика и организация бронетанковых сил Японии

Активное формирование танковых частей и подразделений началось в Японии одновременно с ведением активных боевых действий. В 1931 году на территории Маньчжурии была сформирована Квантунская армия и проведены учения, по результатам которых вырабатывались первые уставы и наставления для бронетанковых войск. Гуньчжинская танковая бригада была в эти годы главным опытным соединением, определявшим тактические и технические требования.

В 1930-е годы танки и бронемашины рассматривались в японской армии как средство ближней разведки и сопровождения пехоты в бою. Формирования крупных самостоятельных бронетанковых частей в эти годы не велось, танки служили для усиления пехотных дивизий.

Тем не менее ещё в начале 1930-х годов в Японии много говорили о том, что как минимум в Маньчжурии всё-таки нужно создавать крупные моторизованные соединения, которые не уступали бы частям главного соперника Японии — Красной Армии. На практике реализовать этот замысел не удалось, и на протяжении японо-китайской войны танковые полки делились поротно, а иногда даже поштучно и придавались пехотным частям.

На японские военные танковые теории оказали влияние три военных конфликта: использование итальянцами бронетехники в Абиссинии в 1935-1936 годах, Гражданская война в Испании 1936-1939 годов и конфликт на реке Халхин-Гол в 1939-м. К 1940 году японцы стали считать танки не только средством усиления пехоты и кавалерии, но и оружием глубокого проникновения в оборону врага. Был написан новый полевой устав, признававший за танками самостоятельные боевые задачи. В результате претерпела изменения и структура подразделений. Так, в Квантунской армии вместо смешанной механизированной бригады появились две танковые группы (или бригады), каждая из которых включала в себя три танковых полка. Некоторые пехотные дивизии получили механизированные подразделения.

К началу полномасштабных действий в Тихом океане японская армия имела 18 отдельных танковых полков, каждый из которых по штатному расписанию включал четыре роты. Кроме того, появлялись танковые роты в пехотных дивизиях — как правило, из 9 машин Тип 95 «Ха-Го». Аналогичными ротами пополнились также 1-й и 4-й специальные десантные отряды Императорского флота. Имелись отдельные танковые роты и в резерве главного командования.

Танковые части придавались армиям при подготовке наступления. Два полка участвовали в операции 14-й армии против Филиппин, три полка — в боях 15-й армии за Таиланд и Бирму и 25-й армии за Малайю.

В 1942 году, на основе немецкого боевого опыта в Африке и Европе, Япония начала укрупнять свои танковые части. Отныне основной ударной силой в них должны были стать средние танки. В марте 1942 года было принято решение о формировании танковых групп, фактически являвшихся дивизиями. Каждая дивизия должна была состоять из двух танковых бригад, пехотного и артиллерийского полков, инженерного батальона, разведывательного батальона, батальона квартирмейстеров и обеспечения. Каждой дивизии придавали роту связи. На танки «Чи-Ха» и Тип 89 возлагались задачи поддержки пехоты. С танками противника должны были бороться машины «Шинхото Чи-Ха».

В течение 1943 года шло дальнейшее реформирование танковых полков. Некоторые из них получали дополнительную роту, другие, наоборот, уменьшались в составе. В любом случае японцам приходилось воевать в очень специфических условиях, не позволяющих применять танки и бронемашины массированно.

В обороне японцы использовали танки для контратак или ведения огня из засады. Схватка с танками противника разрешалась только в крайнем случае. К концу войны взгляды японского командования поменялись, и танки стали рассматривать как наиболее эффективное наземное противотанковое средство.

После 1941 года большое внимание в японских бронетанковых силах стало уделяться подготовке солдат к боям в джунглях, жарких районах, горах, при отсутствии сколь-нибудь развитой дорожной сети. Изучались способы применения танков в морских десантных операциях. Отрабатывались действия небольших мобильных групп, состоявших из различных родов войск. Против плохо вооружённого противника эта тактика показала себя весьма эффективной. А вот с такими противниками, как СССР и США, она работала значительно хуже, главным образом из-за лучшего технического оснащения армий этих государств и большого количества орудий, которые могли вести борьбу с относительно слабо защищёнными танками Японии.

Японские танки после Второй мировой войны

После капитуляции в 1945 году Япония надолго «выпала» из процесса создания танков. Однако набирающая обороты холодная война привела к тому, что в 1950-х годах американцы стали поставлять Силам самообороны Японии ограниченное количество бронетехники. С 1950 года из США поступило около 250 танков M4A3E8. 375 экземпляров М24 Chaffee было поставлено в 1952 году.

В 1954 году Силы самообороны Японии инициировали разработку нового танка. Были сформулированы тактико-технические требования, учитывающие специфику потенциального театра военных действий, на котором новому танку предстояло сражаться. Танк необходимо было строить достаточно компактным и относительно лёгким, чтобы к месту боя его можно было доставлять на специальном грузовике. В качестве основного вооружения предполагалось устанавливать 90-мм орудие.

В рамках этой концепции было разработано несколько проектов танка. Первым из них стал проект STA-1. Эта машина оснащалась дизелем водяного охлаждения «Мицубиси» DL10T, а позднее на неё был установлен дизель «Мицубиси» 12HM-21WT, у которого было значительно меньше проблем с перегревом. В качестве основного вооружения, согласно требованиям, использовалась 90-мм пушка. Танк был высотой всего 2,2 метра. В серийное производство машина не пошла. Одной из причин отказа от дальнейшей разработки была очень неудачная система заряжания.

Параллельно с STA-1 шли работы над другим прототипом — STA-2. Он также не пошёл в серию, но на основе первого и второго STA были построены опытные танки STA-3 и STA-4. В целом они очень напоминали своих предшественников. Однако у STA-3 имелась система полуавтоматического заряжания орудия, что повысило темп стрельбы.

Трёхлетние работы над STA-3 и STA-4 закончились в 1961 году появлением и запуском в серийное производство основного боевого танка Тип 61. Он весил 35 тонн. Его основным вооружением была 90-мм нарезная пушка с начальной скоростью снаряда около 910 м/с. В качестве вспомогательного вооружения использовались два пулемёта «Браунинг» калибром 7,62 и 12,7 мм. Толщина лобовой брони корпуса составляла 55 мм, башни — 114 мм. Танк развивал скорость до 45 км/ч. С 1961 до 1975 года было построено 560 танков Тип 61.

В 1964 году начались проектные работы по танкам STB. Согласно требованиям, новая боевая машина должна была весить 38 тонн и развивать скорость не менее 50 км/ч. В качестве основного вооружения предполагалось использовать 105-мм пушку Royal Ordnance L7 производства Великобритании.

В 1968 году началась работа над прототипом STB-1. Через год опытный экземпляр танка поступил на испытания, продолжавшиеся ещё год, до сентября 1970. В октябре 1970 года STB-1 впервые был показан публично на параде Сил самообороны Японии. Тем не менее в серийное производство танк не пошёл из-за ряда конструктивных недостатков. Работы над проектом STB продолжались, пока в 1973 году прототип STB-6 не был принят на вооружение под обозначением Тип 74. Однако этот танк уже выпадает за временные рамки нашего материала.

Подведём итог. Японская бронетанковая школа была самобытной и динамично развивалась. В период с 30-х годов до конца Второй мировой японцы разработали десятки уникальных проектов, подавляющее большинство из которых существовало не на бумаге, а в металле — пусть даже в одном или нескольких опытных экземплярах. Конструкторы учитывали, что машинам придётся сражаться в жарком климате, гористой местности и джунглях. По сути, японские танки уступали только технике самых сильных противников Страны восходящего солнца: Советского Союза, США и Великобритании. При этом некоторые образцы техники, разработанной в Японии ближе к концу Второй мировой войны, вполне могли составить достойную конкуренцию «шерманам», «першингам» и «тридцатьчетвёркам». Но для массового их производства у японцев не хватало промышленных мощностей, ресурсов и времени. И даже после почти десятилетнего вынужденного перерыва, когда Япония в середине 50-х годов снова занялась конструированием собственных танков, эти машины оказались ничем не хуже своих иностранных аналогов.

Япония была одной из ведущих сил во время Второй мировой войны. Масштаб стратегических замыслов ее руководства должен был подтверждаться высоким качеством техники. Поэтому в 30-е годы японцы создали множество моделей танков, несколько лет без перерыва сражавшихся на тихоокеанском фронте Второй мировой войны.

Закупка западных моделей

Идея создания собственных танков появилась в Японии после Первой мировой войны. Этот конфликт показал перспективность данного современного вида вооружения. Так как у японцев не было собственной промышленности, необходимой для производства танков, они стали знакомиться с наработками европейцев.

Для Токио это был знакомый метод модернизации. Страна восходящего солнца несколько столетий провела в тотальной изоляции и только во второй половине XIX века начала интенсивно развиваться. С нуля появлялись новые отрасли экономики и промышленности. Поэтому задача провести аналогичный эксперимент с танками не была такой уже фантастической.

Первыми в 1925 году были закуплены французские Renault FT-18, которые в то время считались лучшими машинами в своем роде. Этим модели были приняты японцами на вооружение. Уже очень скоро инженеры и конструкторы этой страны, набравшись западного опыта, подготовили несколько своих пилотных проектов.

"Чи-И"

Первый танк японский был собран в Осаке в 1927 году. Машина была названа "Чи-И". Это была экспериментальная модель, которая так и не дождалась серийного производства. Однако именно она стала тем самым «первым комом», который оказался для японских специалистов отправной точкой для дальнейших технических изысканий.

Модель имела пушку, два пулемета, а ее масса равнялась 18 тоннам. Ее конструктивная особенность заключалась в нескольких башнях, на которых были установлены орудия. Это был смелый и неоднозначный эксперимент. Первый танк японский также был снабжен пулеметом, предназначенным для защиты машины с тыла. Из-за этой особенности его устанавливали позади моторного отсека. Испытания показали, что многобашенная конструкция оказалась неудачной с точки зрения боевой эффективности. В дальнейшем в Осаке решили отказаться от реализации такой системы. Танк японский "Чи-И" так и остался исторической моделью, никогда не побывавшей на настоящей войне. Но некоторые его черты унаследовали машины, позже использованные на полях Второй мировой войны.

"Тип 94"

В основном японские были разработаны в 30-е годы. Первой моделью в этом ряду является Токусю Кэнъинся (сокращенно ТК, или "Тип 94"). Этот танк отличался малыми габаритами и массой (всего 3,5 тонны). Его использовали не только в боевых, но и вспомогательных целях. Поэтому в Европе "Тип 94" считали танкеткой.

В качестве вспомогательного транспортного средства ТК применялся для перевозки грузов и помощи автоколоннам. Таким по задумке конструкторов было первоначальное предназначение машины. Однако со временем проект эволюционировал в полноценную боевую модель. Почти все последующие японские унаследовали у "Типа 94" не только конструкцию, но и компоновку. Всего было произведено более 800 единиц этого поколения. "Тип 94" в основном применялся во время вторжения в Китай, начавшегося в 1937 году.

Любопытна послевоенная судьба Токусю Кэнъинся. Часть парка этих моделей была захвачена союзниками, победившими японцев после атомных Танки были переданы китайцам - коммунистов и войскам Гоминьдана. Эти стороны были враждебны друг другу. Поэтому "Тип 94" еще несколько лет испытывался на полях китайской гражданской войны, после которой была образована КНР.

"Тип 97"

В 1937 году "Тип 94" был признан устаревшим. Дальнейшие изыскания инженеров привели к появлению новой машины - прямого потомка Токусю Кэнъинся. Модель получила название "Тип 97" или сокращенно "Те-Ке". Этот танк японский применялся во время боев в Китае, Малайе и Бирме до самого По сути, это была глубокая модификация "Типа 94".

Экипаж новой машины состоял из двух человек. Двигатель располагался сзади, а трансмиссия - спереди. Важным нововведением по сравнению с предшественником стало объединение боевого и управленческого отделения. Машина получила 37-миллиметровую пушку, унаследованную у ТК.

Новые японские танки в полевых условиях впервые были опробованы в боях на реке Халхин-Гол. Так как они не участвовали в первых ударах по советским позициям, большей части "Те-Ке" удалось уцелеть. Почти все действующие боевые единицы этого типа были переброшены на Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны. Эти малые танки особенно эффективно использовались для разведки позиций противника. Также их применяли в качестве машин, организующих связь между разными частями фронта. Малые размеры и масса делали "Тип 97" незаменимым оружием для поддержки пехоты.

"Чи-Ха"

Интересно, что почти все японские танки Второй мировой войны были разработаны сотрудниками компании «Мицубиси». Сегодня этот бренд известен в первую очередь в автопроме. Однако в 30-40-е годы заводы компании исправно выпускали надежные машины для армии. В 1938 году в «Мицубиси» начали производство "Чи-Ха" - одного из главных японских средних танков. По сравнению со своими предшественниками, модель получила более мощные орудия (в том числе 47-миллиметровые пушки). Кроме того, она отличалась усовершенствованной наводкой.

"Чи-Ха" применялись в бою с первых же дней после своего появления на конвейере. На начальном этапе войны с Китаем они оставались эффективным орудием в руках японских танкистов. Однако после того как в конфликт были втянуты США, у "Чи-Ха" появился серьезный боевой конкурент. Это были танки типа M3 Lee. Они без особого труда справлялись со всеми японскими машинами легкого и среднего сегмента. Во многом из-за этого из более чем двух тысяч единиц "Чи-Ха" в качестве музейных экспонатов сегодня осталось всего дюжина представителей данной модели.

"Ха-Го"

Если сравнить все японские танки Второй мировой, то можно выделить две самых основных и распространенных модели. Это уже вышеописанная "Чи-Ха" и "Ха-Го". Данный танк серийно производился в 1936-1943 гг. Всего было выпущено более 2300 единиц этой модели. Хотя сложно выделить лучший японский танк, именно "Ха-Го" имеет больше всего прав на это звание.

Первые его наброски появились еще в начале 30-х годов. Тогда японское командование хотело получить машину, которая могла бы стать эффективным вспомогательным средством для кавалерийских атак. Именно поэтому "Ха-Го" отличался такими важными качествами, как высокая проходимость и мобильность.

"Ка-Ми"

Важной особенностью "Ха-Го" было то, что этот танк стал основой для многочисленных модификаций. Все они были экспериментальными и поэтому не получили широкого применения. Однако это вовсе не означает, что среди них не было конкурентоспособных моделей.

Высококачественным, например, был "Ка-Ми". Он был уникален тем, что остался единственным массово выпущенным плавающим японским танком Второй мировой войны. Разработка данной модификации "Ха-Го" началась в 1941 году. Тогда японское командование начало подготавливать кампанию по наступлению на юг, где было множество малых островов и архипелагов. В связи с этим появилась необходимость высадки морского десанта. Японские тяжелые танки в этой задаче помочь никак не могли. Поэтому в Мицубиси затеяли разработку принципиально новой модели, основанный на самом распространенном танке Страны восходящего солнца "Ха-Го". В итоге было выпущено 182 единицы "Ка-Ми".

Использование плавающих танков

Ходовая часть прежнего танка была усовершенствована для того, чтобы машину можно было эффективно использовать на воде. Для этого, в частности, был значительно изменен корпус. Из-за своей оригинальности каждый "Ка-Ми" собирался медленно и долго. По этой причине первая крупная операция с использованием плавающих танков произошла только в 1944 году. Японцы высадились на Сайпане - крупнейшем из К концу войны, когда императорская армия не наступала, а, наоборот, только отступала, прекратились и ее десантные операции. Поэтому "Ка-Ми" стали использовать в качестве обычного наземного танка. Этому способствовало то, что по своей конструкции и ходовым характеристикам он был универсальным.

В 1944 году фото японских танков, плавающих по побережью Маршаловых островов, облетели весь мир. К тому времени империя уже была близка к поражению, и даже появление принципиально новой техники помочь ей никак не могло. Тем не менее сами "Ка-Ми" производили большое впечатление на противников. Корпус танка отличался просторностью. В него помещалось пять человек - водитель, механик, стрелок, заряжающий и командир. Внешне "Ка-Ми" сразу же бросался в глаза из-за своей двухместной башни.

"Чи-Хе"

"Чи-Хе" появился как результат работы над ошибками, связанными с характеристиками Чи-Ха. В 1940 году японские конструкторы и инженеры решили наверстать отставание от западных конкурентов самым простым путем копирования иностранных технологий и наработок. Таким образом, вся самодеятельность и оригинальность восточных специалистов были отложены в сторону.

Результат этого маневра не заставил себя ждать - "Чи-Хе" больше всех своих японских «сородичей» и внешне и внутренне стал напоминать европейские аналоги того времени. Но проект был реализован слишком поздно. В 1943-1944 гг. было выпущено всего 170 "Чи-Хе".

"Чи-Ну"

Продолжением идей, воплощенных в "Чи-Хе", стал "Чи-Ну". Он отличался от предшественника только усовершенствованным оружием. Конструкция и компоновка корпуса осталась прежней.

Серия оказалась немногочисленной. На завершающем этапе Второй Мировой в 1943- 1945 гг. было выпущено всего около сотни "Чи-Ну". Согласно идее японского командования, эти танки должны были стать важной силой обороны страны при высадке американских войск. Из-за атомных бомбардировок и скорой капитуляции государственного руководства этой иностранной атаки так и не случилось.

"О-И"

Чем отличались японские танки? Обзор показывает, что среди них не было моделей тяжелого класса согласно западной классификации. Японское командование предпочитало легкие и средние машины, которые было легче и эффективнее использовать в связке с пехотой. Однако это вовсе не означало, что в этой стране не существовало проектов принципиально другого типа.

Одной из таких была идея о сверхтяжелом танке, который получил черновое название "О-И". Этот многобашенный монстр должен был вмещать в себя экипаж из 11 человек. Модель проектировалась в качестве важного оружия для готовящихся атак на СССР и Китай. Работа над "О-И" началась в 1936 году и так или иначе велась вплоть до поражения во Второй мировой войне. Проект то закрывался, то заново возобновлялся. Сегодня нет достоверных данных о том, что был произведен хоть один опытный образец этой модели. "О-И" так и остался на бумаге, как и идея Японии о своем региональном доминировании, которая привела ее к гибельному союзу с гитлеровской Германией.



Что еще почитать