Бмд - боевые машины десанта. Бмд - боевые машины десанта Технические характеристики «Будки»

В разные годы были начаты ОКР по созданию на базе БМД-3 целого ряда боевых и специальных машин, однако по разным причинам большинство из них прекратилось на этапах подготовки рабочей конструкторской документации и изготовления опытных образцов для предварительных испытаний.


Из числа машин на шасси БМД-3, поставленных на серийное производство, можно упомянуть боевую машину десанта БМД-4, 125-мм самоходную противотанковую пушку 2С25 «Спрут-СД» и разведывательную химическую машину РХМ-5. Завершена также разработка десантного многоцелевого бронетранспортера БТР-МД.

Командирская БМД-ЗК

Предварительные испытания командирской модификации «Бахча-К» прошли в 1993 г., государственные испытания - в 1994 г., а в 1996 г. под обозначением БМД-ЗК она была принята на вооружение. Боевой расчет БМД-ЗК сокращен до пяти человек, на машине дополнительно смонтированы радиостанции и навигационная аппаратура. Однако серийно БМД-ЗК не выпускалась.

БМД-4

Еще на этапе формирования облика семейства боевых и специальных машин для ВДВ на базе «боевой машины десанта 90-х годов» конструкторы в инициативном порядке предлагали включить в него «боевую машину десанта с повышенными характеристиками по вооружению и защите». Комплекс ее основного вооружения был бы аналогичен разрабатываемой в это же время БМП-3 (100-мм орудие, 30-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет в едином блоке в двухместной башне) при боевой массе машины 14-15 т. Предполагалось выполнить перспективную БМД на шести- или семикатковом шасси - в зависимости от планируемой вместимости. Проект так и не реализовали, однако к вопросу усиления вооружения БМД и его унификации с вооружением серийной БМП-3 вернулись уже во второй половине 1990-х гг..

На БМД-4 установлено единое БО «Бахча-У» производства КБП

На этот раз речь шла о существенной модернизации БМД-3 с сохранением пятикаткового шасси и установкой двухместного боевого отделения с комплексом вооружения, аналогичным БМП-3. Новое боевое отделение (боевой модуль) разработали в тульском КБ Приборостроения (КБП) в рамках программы модернизации БМП-3. ОКР по боевой машине десанта с новым унифицированным боевым отделением получила шифр «Бахча-У» (который нередко относят к боевому отделению). КБП оказалось ведущим предприятием по этой ОКР. Соисполнителем по шасси был, естественно, ВгТЗ, где работы шли под руководством главного конструктора В.В. Ханакина. Совместные работы КБП и ВгТЗ по этой машине развернулись с 1997 г. Опытное боевое отделение было изготовлено КБП и «Туламашзаводом» в 2001 г. и прошло испытание на шасси БМД-3.

На вооружение новую боевую машину десанта приняли 31 декабря 2004 г. под обозначением БМД-4. В мае 2005 г. в Туле на территории ГУП «КБП» его Генеральный конструктор А.Г. Шипунов торжественно передал командующему ВДВ генерал-полковнику А.П. Колмакову четыре БМД-4, а в августе того же года новые машины получил 137-й отдельный парашютно-десантный полк (г. Рязань). Предполагалась организация серийного производства БМД-4 с изготовлением новых шасси на ВгТЗ и постепенная модернизация ранее выпушенных БМД-3 до уровня БМД-4 в ходе капитального ремонта.

Одна из первых боевых машин десанта БМД-4 («Объект 960»). Амбразура автоматического гранатомета в лобовом листе корпуса еще не заглушена

БМД-4 на плаву

Боевые машины десанта БМД-4. Хорошо видны встроенная установка вооружения и комбинированные прицелы наводчика и командира

Разумеется, не обошлось без «трений». На фоне в целом положительных отзывов командования ВДВ звучали нарекания на превышение БМД-4 предела массы 13,2 т, который ранее с большим трудом был согласован для БМД-3 (хотя столь радикальное усиление вооружения могло дать и куда большее увеличение массы). Интенсивная эксплуатация первых трех БМД-4 в 137-м полку позволила выявить ряд проблем. Высказывались, в частности, претензии и к «стыковке башни и шасси» - в основном, к совместимости электрооборудования корпуса машины и боевого отделения, к узкому температурному диапазону концевых выключателей и т.п. Вызывало нарекание качество изготовления некоторых деталей, что потребовало доработок. Если офицеры-десантники, эксплуатировавшие первые БМД-4, даже шутили, что в машине «нужно предусмотреть еще одно место - для представителя завода» (а представители КБП и ВгТЗ все время находились в части в процессе опытной эксплуатации), то к машинам следующей серийной партии относились уже значительно лучше. Из Рязани БМД-4 передали в 76-ю десантно-штурмовую дивизию (г. Псков).

БМД-4 сохранила шасси и общую схему компоновки базовой БМД-3. В отделении управления по оси машины располагается механик-водитель, справа и слева от него - два десантника, а также два универсальных сиденья, на которых при десантировании размещаются командир и наводчик. За отделением управления расположено боевое отделение с размещением основного вооружения и двух членов экипажа во вращающейся башне. За башней находится десантное отделение с тремя местами для десантников, осуществляющих посадку и высадку через кормовой десантный люк. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) занимает заднюю часть корпуса.

В башне в едином блоке собраны 100-мм орудие-пусковая установка 2А70, справа от него - 30-мм автоматическая пушка 2А72, слева - 7,62-мм пулемет ПКТ или ПКТМ. Конструкторам КБП удалось сделать строенную установку разнокалиберного вооружения достаточно компактной; блок имеет длину 3943 мм, ширину по цапфам 655 мм, массу 583 кг. Углы наведения блока оружия по вертикали - от -6 до +60°.

2А70 представляет собой нарезное 100-мм орудие низкой баллистики с вертикальным клиновым затвором, с возможностью запуска через ствол противотанковой управляемой ракеты (ПТУР), снабжено единым автоматом заряжания осколочно-фугасных снарядов и ПТУР. Автомат производит доставку выстрелов из мест хранения в плоскость заряжания орудия-пусковой установки, досылание в камору и удаление стреляной гильзы за пределы боевого отделения. Соответственно, автомат заряжания включает конвейер, механизмы загрузки, заряжания и открытия люка выброса гильз. Каркас конвейера, в котором выстрелы уложены в лотки, размещен под полом боевого отделения и может вращаться относительно последнего с помощью электромеханического или ручного (аварийного) привода. Автомат заряжания уменьшает загазованность внутри машины и обеспечивает заряжание пушки в течении 4-6 с.

ПТУР вместе с орудием и аппаратурой управления составляет комплекс управляемого вооружения. В его составе могут использоваться выстрелы ЗУБК23-3 с ПТУР 9М117М1 или ЗУБК10-3 с ПТУР 9М117. Система управления обеих ПТУР - полуавтоматическая по лучу лазера. ПТУР 9М117М1 «Аркан» при бронепробиваемости 750 мм с преодолением динамической защиты позволяет на дальностях до 5500 м поражать современные основные боевые танки, включая М1А1 «Абрамс», «Леопард-2» и др. (бронепробиваемость боевой части ПТУР 9М117 - 550 мм без обеспечения преодоления ДЗ, максимальная дальность стрельбы - 4000 м). В боекомплект орудия входят 100-мм выстрелы с осколочно-фугасными снарядами: 3УОФ19 со снарядом 3ОФ70 и 3УОФ17 со снарядом 3ОФ32. Оптимизированная форма снаряда, некоторое его облегчение при увеличении метательного заряда в выстреле ЗУОФ19 позволили вести огонь на дальности до 7000 м против 4000 м с ЗУОФ17, при этом могущество снаряда ЗОФ70 выстрела ЗУОФ19 увеличено за счет большего коэффициента наполнения, улучшена также кучность стрельбы.

Автоматическая пушка 2А72 имеет двухстороннее ленточное питание с автоматизированным и ручным переключением подачи. В боекомплект входят патроны ЗУБР6 с бронебойно-трассирующим, ЗУБР8 с бронебойным подкалиберным и ЗУОФ8 с осколочно-фугасно-зажигательным снарядами. Дальность стрельбы 30-мм пушки - до 4000 м осколочно-фугасным и до 2500 м бронебойным подкалиберным снарядами. Использованные звенья лент пушки и пулемета, стреляные гильзы пулемета отводятся внутрь боевого отделения. Комплекс вооружения рассчитан на поражение не только наземных (основные боевые танки, бронемашины, живая сила открыто и в укрытиях, огневые сооружения, пусковые установки ПТУР и др.), но и низколетящих воздушных целей противника (возможность поражения вертолетов огнем 30-мм пушки или ПТУР).

Боекомплект механизированной боеукладки составляют 34 унитарных 100-мм выстрела (в том числе четыре выстрела с ПТУР), 350 патронов к 30-мм автоматической пушке и 2000 7,62-мм патронов к пулемету. Кроме того, имеются шесть запасных81-мм дымовых гранат ЗД6 (ЗД6М) для дымовых гранатометов. При авиатранспортировке и десантировании парашютным способом БМД-4 устанавливалось уменьшение боекомплекта. Это одна из вынужденных мер «снятия» лишней массы, так как для десантирования требуется снизить массу машину с 13,6 до 13,2 т.

Существенным новшеством и преимуществом нового боевого отделения стала автоматизированная всесуточная система управления огнем (СУО), включающая:
- высокоточный комбинированный (день/ночь) прицел наводчика с независимой двухплоскостной стабилизацией поля зрения, оптическим, тепловизионным и дальномерным каналами, информационным каналом управления ПТУР. Кратность увеличения дневного канала - 12х, диапазон измеряемой дальности по дальномерному каналу - до 10000 м;
- панорамный прицел командира с дневно-ночным и дальномерным каналами, позволяющий командиру давать целеуказание наводчику, а также вести прицельную стрельбу всеми видами вооружения, кроме ПТУР;
- автомат сопровождения целей, объединенный с тепловизионным и телевизионным каналами прицелов;
- двухплоскостной стабилизатор вооружения, обеспечивающий минимальную скорость наведения 0,02 град./с и максимальную перебросочную скорость 60 град./с;
- цифровой баллистический вычислитель;
- датчики внешней информации;
- пульты наводчика и командира, мониторы командира и наводчика, пульт управления.

Комбинированный прицел наводчика и панорамический прицел командира разработаны КБП совместно с ОАО АНПП «Темп-Авиа» (г. Арзамас»), ФГУП «НИИ «Полюс» (г. Москва), ОАО «ВОМЗ» (г. Вологда). К созданию автомата сопровождения целей привлекли ОАО «НКБ ВС» (г. Таганрог), баллистического вычислителя, пультов управления, навигационной аппаратуры - МИЭТ (г. Зеленоград), стабилизатора -ОАО «СКБ ПА» (г. Ковров). Так что в КБП не преувеличивали, говоря, что комплектующие на сборку БМД-4 «привозят со всей России». Составные части СУО связаны единой информационно-управляющей системой. СУО позволяет командиру и наводчику вести эффективную стрельбу с места и в движении (в том числе - на плаву), днем и ночью, существенно повышает разведывательные возможности БМД-4. Возможность ведения прицельной стрельбы с ходу для легкобронированной машины имеет, наверное, еще большее значение, чем для машин тяжелой категории, поскольку способствует уменьшению уязвимости от огня противника. С другой стороны, увеличение дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом дает возможность БМД-4 поддерживать действия десантников огнем с закрытых позиций.




Тактико-технические характеристики БМД-4

Полная масса, т...............................................13,6
Экипаж+десант, чел.........................................2+5

Авиатранспортирование.....................самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм...................2227
Длина с пушкой вперед, мм............................6780
Длина по корпусу, мм......................................6000
Ширина, мм....................................................3256
Клиренс, мм.................... 100-500 (рабочий - 420)

Вооружение:
орудие-пусковая установка:
- марка........................................................2А70
-калибр (мм), тип.........................100, нарезная
- заряжание...........................автомат заряжания
- скорострельность (ОФС), выстр./мин.... 10-12 пушка:
- марка........................................................2А72
-калибр (мм), тип...........................30, нарезная

автоматическая
- темп стрельбы, выстр./мин.............................200-300 или 550

пулемет:
- марка.......................................................ПКТМ
- калибр, мм.................................................7,62

Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360"
- по вертикали вперед......................от -6" до +60"

Боекомплект:
- выстрелов к 100-мм
орудию-пусковой установке с ПТУР..................4
- выстрелов к 100-мм орудию-пусковой установке с ОФС.............................................34
- патронов к 30-мм пушке...............................464
- патронов к 7,62-мм пулемету......................2000

Броневая защита..........................лротивопульная

Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка.....................................................2В-06-2
- мощность, л.с. (кВт).............................450(331) при 2000 об./мин
Удельная мощность, л.с./т.................................33

Трансмиссия...........................гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота, с гидрообъемной передачей
Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая
Гусеница.................................................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака
основной гусеницы, мм....................................380

Водоходный движитель,
тип.............................................гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.....................................................67,5
- наплаву..........................................................10

Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................45-50

Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- на плаву, ч.........................................................8

Удельное давление на грунт, кг/см2................................................0,51

В боевом отделении имеются также прицел-дублер наводчика ППБ-2, ручные дублеры спусков вооружения. Круговой обзор обеспечивают перископические приборы наблюдения ТНПТ-2.

Унифицированное боевое отделение не зря именуется «модулем» - кроме БМП-3 и БМД-3, оно предполагалось к установке на шасси БМП-2, СПТП «Спрут-СД» (эта машина будет рассмотрена ниже) и БТР-90.

В передней части корпуса БМД-4 сохранена правая установка для ручного пулемета РПКС74, левая установка для гранатомета АГС-17 снята. Бортовые и кормовые установки для индивидуального оружия десанта сохранены.

Корпус и башня БМД-4, сваренные из алюминиевого броневого сплава, по пулестойкости и противоминной стойкости остались на уровне БМД-3. Башня выполнена в виде десятигранной усеченной пирамиды; ее лобовые проекции усилены стальными броневыми листами, установленными разнесенно с основной броней. По обе стороны от установки вооружения на башне смонтированы 81-мм гранатометы системы 902В «Туча» для запуска дымовых и осветительных гранат. В разработке бронеколпака боевого отделения активное участие приняли специалисты ВНИИ Стали, его механической части - «Туламашзавода».

Установка нового боевого отделения (модуля) потребовала ряда усовершенствований в конструктивных группах корпуса базовой машины. В частности, вварены новые пиллерсы (стойки), а в крыше корпуса установлено новое подпогонное кольцо. Кроме того, при модернизации доработаны место механика-водителя, элементы крепления сидений десантников, универсальных сидений для десантирования командира и наводчика. Некоторые изменения внесены в элементы крепления личного комплекта, средства вентиляции, табельное имущество, средства связи, ЗИП, схему электрообогрева сидений.

БМД-4 оснащена коллективной системой защиты от оружия массового поражения с фильтровентиляционной установкой и быстродействующим противопожарным оборудованием.

Силовой блок, трансмиссия, ходовая часть, гидравлическая и пневматическая системы шасси аналогичны БМД-3.

Машина оснащена УКВ радиостанциями Р-168-25У («Акведук-25У») и Р-168-5УВ («Акведук-5УВ»), обеспечивающими дальность радиосвязи в движении, соответственно, до 20 и до 10 км, аппаратурой внутренней связи и коммуникации Р-168 АВСК-Б, приемником спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS с отображением данных на мониторе командира. В командирском варианте машины БМД-4К предусмотрена дополнительная радиостанция и специально оборудованные рабочие места.

Транспортировка и десантирование БМД-4 предполагалась из тех же самолетов военно-транспортной авиации, что и БМД-3. Изменения массогабаритных характеристик и общей конфигурации БМД-4 по сравнению с БМД-3 требовали доработки средств десантирования. 31 октября 2005 г. было выдано ТТЗ на разработку средств десантирования для БМД-4. Эта ОКР велась в рамках создания унифицированных средств парашютного десантирования боевых и специальных машин ВДВ с экипажем и боевым расчетом внутри машины, Средства десантирования, получившие обозначение П325 (основной разработчик - МКПК «Универсал»), в целом аналогичны средствам ПБС-950 для БМД-3 - степень унификации превысила 90%.

В 2007 г. состоялись пробеговые испытания БМД-4 со средствами десантирования в положении по-походному и испытания на плаву, без летных предварительных испытаний, в 2008 г.-статические, копровые технические испытания и физиологические испытания с двумя испытателями внутри машины. Недофинансирование работ, спешность проведения госиспытаний машины без средств десантирования, поздняя выдача ТТЗ породили ситуацию, когда БМД-4 была принята на вооружение при фактическом отсутствии средств ее десантирования и без проведения опытной загрузки в грузовую кабину самолета. Сложившаяся в советское время и оправдавшая себя система разработки и принятия на вооружение единого комплекса «объект - средства десантирования - военно-транспортный самолет» оказалась разрушена. Впрочем, и производство БМД-4 оказалось ограниченным.

В разные годы были начаты ОКР по созданию на базе БМД-3 целого ряда боевых и специальных машин, однако по разным причинам большинство из них прекратилось на этапах подготовки рабочей конструкторской документации и изготовления опытных образцов для предварительных испытаний.

Из числа машин на шасси БМД-3, поставленных на серийное производство, можно упомянуть , 125-мм самоходную противотанковую пушку 2С25 «Спрут-СД» и разведывательную химическую машину РХМ-5. Завершена также разработка десантного многоцелевого бронетранспортера БТР-МД.

Командирская БМД-ЗК

Предварительные испытания командирской модификации «Бахча-К» прошли в 1993 г., государственные испытания - в 1994 г., а в 1996 г. под обозначением БМД-ЗК она была принята на вооружение. Боевой расчет БМД-ЗК сокращен до пяти человек, на машине дополнительно смонтированы радиостанции и навигационная аппаратура. Однако серийно БМД-ЗК не выпускалась.

Еще на этапе формирования облика семейства боевых и специальных машин для ВДВ на базе «боевой машины десанта 90-х годов» конструкторы в инициативном порядке предлагали включить в него «боевую машину десанта с повышенными характеристиками по вооружению и защите». Комплекс ее основного вооружения был бы аналогичен разрабатываемой в это же время БМП-3 (100-мм орудие, 30-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет в едином блоке в двухместной башне) при боевой массе машины 14-15 т.

Предполагалось выполнить перспективную БМД на шести- или семикатковом шасси - в зависимости от планируемой вместимости. Проект так и не реализовали, однако к вопросу усиления вооружения БМД и его унификации с вооружением серийной БМП-3 вернулись уже во второй половине 1990-х гг.


На БМД-4 установлено единое БО «Бахча-У» производства КБП

На этот раз речь шла о существенной модернизации БМД-3 с сохранением пятикаткового шасси и установкой двухместного боевого отделения с комплексом вооружения, аналогичным БМП-3. Новое боевое отделение (боевой модуль) разработали в тульском КБ Приборостроения (КБП) в рамках программы модернизации БМП-3. ОКР по боевой машине десанта с новым унифицированным боевым отделением получила шифр «Бахча-У» (который нередко относят к боевому отделению). КБП оказалось ведущим предприятием по этой ОКР.

Соисполнителем по шасси был, естественно, ВгТЗ, где работы шли под руководством главного конструктора В.В. Ханакина. Совместные работы КБП и ВгТЗ по этой машине развернулись с 1997 г. Опытное боевое отделение было изготовлено КБП и «Туламашзаводом» в 2001 г. и прошло испытание на шасси БМД-3.

На вооружение новую боевую машину десанта приняли 31 декабря 2004 г. под обозначением БМД-4. В мае 2005 г. в Туле на территории ГУП «КБП» его Генеральный конструктор А.Г. Шипунов торжественно передал командующему ВДВ генерал-полковнику А.П. Колмакову четыре БМД-4, а в августе того же года новые машины получил 137-й отдельный парашютно-десантный полк (г. Рязань). Предполагалась организация серийного производства БМД-4 с изготовлением новых шасси на ВгТЗ и постепенная модернизация ранее выпушенных БМД-3 до уровня БМД-4 в ходе капитального ремонта.

Одна из первых боевых машин десанта БМД-4 («Объект 960»). Амбразура автоматического гранатомета в лобовом листе корпуса еще не заглушена.

Разумеется, не обошлось без «трений». На фоне в целом положительных отзывов командования ВДВ звучали нарекания на превышение БМД-4 предела массы 13,2 т, который ранее с большим трудом был согласован для БМД-3 (хотя столь радикальное усиление вооружения могло дать и куда большее увеличение массы). Интенсивная эксплуатация первых трех БМД-4 в 137-м полку позволила выявить ряд проблем. Высказывались, в частности, претензии и к «стыковке башни и шасси» - в основном, к совместимости электрооборудования корпуса машины и боевого отделения, к узкому температурному диапазону концевых выключателей и т.п.

Вызывало нарекание качество изготовления некоторых деталей, что потребовало доработок. Если офицеры-десантники, эксплуатировавшие первые БМД-4, даже шутили, что в машине «нужно предусмотреть еще одно место - для представителя завода» (а представители КБП и ВгТЗ все время находились в части в процессе опытной эксплуатации), то к машинам следующей серийной партии относились уже значительно лучше. Из Рязани БМД-4 передали в 76-ю десантно-штурмовую дивизию (г. Псков).

БМД-4 сохранила шасси и общую схему компоновки базовой БМД-3 . В отделении управления по оси машины располагается механик-водитель, справа и слева от него - два десантника, а также два универсальных сиденья, на которых при десантировании размещаются командир и наводчик. За отделением управления расположено боевое отделение с размещением основного вооружения и двух членов экипажа во вращающейся башне. За башней находится десантное отделение с тремя местами для десантников, осуществляющих посадку и высадку через кормовой десантный люк. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) занимает заднюю часть корпуса.

БМД-4 на плаву

В башне в едином блоке собраны 100-мм орудие-пусковая установка 2А70, справа от него - 30-мм автоматическая пушка 2А72, слева - 7,62-мм пулемет ПКТ или ПКТМ. Конструкторам КБП удалось сделать строенную установку разнокалиберного вооружения достаточно компактной; блок оружия имеет длину 3943 мм, ширину по цапфам 655 мм, массу 583 кг. Углы наведения блока оружия по вертикали - от -6 до +60°.

2А70 представляет собой нарезное 100-мм орудие низкой баллистики с вертикальным клиновым затвором, с возможностью запуска через ствол противотанковой управляемой ракеты (ПТУР), снабжено единым автоматом заряжания осколочно-фугасных снарядов и ПТУР. Автомат производит доставку выстрелов из мест хранения в плоскость заряжания орудия-пусковой установки, досылание в камору и удаление стреляной гильзы за пределы боевого отделения. Соответственно, автомат заряжания включает конвейер, механизмы загрузки, заряжания и открытия люка выброса гильз.

Каркас конвейера, в котором выстрелы уложены в лотки, размещен под полом боевого отделения и может вращаться относительно последнего с помощью электромеханического или ручного (аварийного) привода. Автомат заряжания уменьшает загазованность внутри машины и обеспечивает заряжание пушки в течении 4-6 с.

ПТУР вместе с орудием и аппаратурой управления составляет комплекс управляемого вооружения. В его составе могут использоваться выстрелы ЗУБК23-3 с ПТУР 9М117М1 или ЗУБК10-3 с ПТУР 9М117. Система управления обеих ПТУР - полуавтоматическая по лучу лазера. ПТУР 9М117М1 «Аркан» при бронепробиваемости 750 мм с преодолением динамической защиты позволяет на дальностях до 5500 м поражать современные основные боевые танки, включая , и др. (бронепробиваемость боевой части ПТУР 9М117 - 550 мм без обеспечения преодоления ДЗ, максимальная дальность стрельбы - 4000 м).

В боекомплект орудия входят 100-мм выстрелы с осколочно-фугасными снарядами: 3УОФ19 со снарядом 3ОФ70 и 3УОФ17 со снарядом 3ОФ32. Оптимизированная форма снаряда, некоторое его облегчение при увеличении метательного заряда в выстреле ЗУОФ19 позволили вести огонь на дальности до 7000 м против 4000 м с ЗУОФ17, при этом могущество снаряда ЗОФ70 выстрела ЗУОФ19 увеличено за счет большего коэффициента наполнения, улучшена также кучность стрельбы.

Автоматическая пушка 2А72 имеет двухстороннее ленточное питание с автоматизированным и ручным переключением подачи. В боекомплект входят патроны ЗУБР6 с бронебойно-трассирующим, ЗУБР8 с бронебойным подкалиберным и ЗУОФ8 с осколочно-фугасно-зажигательным снарядами. Дальность стрельбы 30-мм пушки - до 4000 м осколочно-фугасным и до 2500 м бронебойным подкалиберным снарядами.

Боевые машины десанта БМД-4. Хорошо видны встроенная установка вооружения и комбинированные прицелы наводчика и командира.

Использованные звенья лент пушки и пулемета, стреляные гильзы пулемета отводятся внутрь боевого отделения. Комплекс вооружения рассчитан на поражение не только наземных (основные боевые танки, бронемашины, живая сила открыто и в укрытиях, огневые сооружения, пусковые установки ПТУР и др.), но и низколетящих воздушных целей противника (возможность поражения вертолетов огнем 30-мм пушки или ПТУР).

Боекомплект механизированной боеукладки составляют 34 унитарных 100-мм выстрела (в том числе четыре выстрела с ПТУР), 350 патронов к 30-мм автоматической пушке и 2000 7,62-мм патронов к пулемету . Кроме того, имеются шесть запасных 81-мм дымовых гранат ЗД6 (ЗД6М) для дымовых гранатометов. При авиатранспортировке и десантировании парашютным способом БМД-4 устанавливалось уменьшение боекомплекта. Это одна из вынужденных мер «снятия» лишней массы, так как для десантирования требуется снизить массу машину с 13,6 до 13,2 т.

Существенным новшеством и преимуществом нового боевого отделения стала автоматизированная всесуточная система управления огнем (СУО) , включающая:
— высокоточный комбинированный (день/ночь) прицел наводчика с независимой двухплоскостной стабилизацией поля зрения, оптическим, тепловизионным и дальномерным каналами, информационным каналом управления ПТУР. Кратность увеличения дневного канала - 12х, диапазон измеряемой дальности по дальномерному каналу - до 10000 м;
— панорамный прицел командира с дневно-ночным и дальномерным каналами, позволяющий командиру давать целеуказание наводчику, а также вести прицельную стрельбу всеми видами вооружения, кроме ПТУР;
— автомат сопровождения целей, объединенный с тепловизионным и телевизионным каналами прицелов;
— двухплоскостной стабилизатор вооружения, обеспечивающий минимальную скорость наведения 0,02 град./с и максимальную перебросочную скорость 60 град./с;
— цифровой баллистический вычислитель;
— датчики внешней информации;
— пульты наводчика и командира, мониторы командира и наводчика, пульт управления.

Комбинированный прицел наводчика и панорамический прицел командира разработаны КБП совместно с ОАО АНПП «Темп-Авиа» (г. Арзамас»), ФГУП «НИИ «Полюс» (г. Москва), ОАО «ВОМЗ» (г. Вологда). К созданию автомата сопровождения целей привлекли ОАО «НКБ ВС» (г. Таганрог), баллистического вычислителя, пультов управления, навигационной аппаратуры - МИЭТ (г. Зеленоград), стабилизатора -ОАО «СКБ ПА» (г. Ковров). Так что в КБП не преувеличивали, говоря, что комплектующие на сборку БМД-4 «привозят со всей России».

Составные части СУО связаны единой информационно-управляющей системой. СУО позволяет командиру и наводчику вести эффективную стрельбу с места и в движении (в том числе - на плаву), днем и ночью, существенно повышает разведывательные возможности БМД-4. Возможность ведения прицельной стрельбы с ходу для легкобронированной машины имеет, наверное, еще большее значение, чем для машин тяжелой категории, поскольку способствует уменьшению уязвимости от огня противника. С другой стороны, увеличение дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом дает возможность БМД-4 поддерживать действия десантников огнем с закрытых позиций.





Тактико-технические характеристики БМД-4

Полная масса, т………………13,6
Экипаж + десант, чел………….2+5
Авиатранспортирование….самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22
Высота на рабочем клиренсе, мм…2227
Длина с пушкой вперед, мм……..6780
Длина по корпусу, мм………….6000
Ширина, мм…………………..3256
Клиренс, мм………………. 100-500 (рабочий - 420)

Вооружение:
орудие-пусковая установка:
— марка…………………….2А70
-калибр (мм), тип……………100, нарезная
— заряжание………………..автомат заряжания
— скорострельность (ОФС), выстр./мин…. 10-12
пушка:
— марка…………………….2А72
-калибр (мм), тип…………..30, нарезная автоматическая
— темп стрельбы, выстр./мин….200-300 или 550
пулемет:
— марка……………….. …ПКТМ
— калибр, мм……………….7,62
Углы наведения вооружения:
— по горизонту……………..360′
— по вертикали вперед……..от -6′ до +60′
Боекомплект:
— выстрелов к 100-мм орудию-пусковой установке с ПТУР….4
— выстрелов к 100-мм орудию-пусковой установке с ОФС…..34
— патронов к 30-мм пушке………………………….464
— патронов к 7,62-мм пулемету…………………….2000
Броневая защита………противопульная

Двигатель:
— тип: четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
— марка……………………2В-06-2
— мощность, л.с. (кВт)… …450(331) при 2000 об./мин
Удельная мощность, л.с./т……33
Трансмиссия: гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота, с гидрообъемной передачей
Подвеска опорных катков: индивидуальная пневматическая
Гусеница: стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами
Ширина трака основной гусеницы, мм……380
Водоходный движитель, тип……….. гидрореактивный
Максимальная скорость, км/ч:
— по шоссе…………………….67,5
— наплаву……………………..10
Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч…………45-50
Запас хода:
— по шоссе, км……………….500
— по грунтовой дороге, км……..350
— на плаву, ч………………..8
Удельное давление на грунт, кг/см 2 …… 0,51.

В боевом отделении имеются также прицел-дублер наводчика ППБ-2, ручные дублеры спусков вооружения. Круговой обзор обеспечивают перископические приборы наблюдения ТНПТ-2. Унифицированное боевое отделение не зря именуется «модулем» - кроме БМП-3 и БМД-3, оно предполагалось к установке на шасси БМП-2, СПТП «Спрут-СД» (эта машина будет рассмотрена ниже) и .

В передней части корпуса БМД-4 сохранена правая установка для ручного пулемета РПКС74, левая установка для гранатомета АГС-17 снята. Бортовые и кормовые установки для индивидуального оружия десанта сохранены.

Корпус и башня БМД-4, сваренные из алюминиевого броневого сплава, по пулестойкости и противоминной стойкости остались на уровне БМД-3. Башня выполнена в виде десятигранной усеченной пирамиды; ее лобовые проекции усилены стальными броневыми листами, установленными разнесенно с основной броней. По обе стороны от установки вооружения на башне смонтированы 81-мм гранатометы системы 902В «Туча» для запуска дымовых и осветительных гранат. В разработке бронеколпака боевого отделения активное участие приняли специалисты ВНИИ Стали, его механической части - «Туламашзавода».

Установка нового боевого отделения (модуля) потребовала ряда усовершенствований в конструктивных группах корпуса базовой машины. В частности, вварены новые пиллерсы (стойки), а в крыше корпуса установлено новое подпогонное кольцо. Кроме того, при модернизации доработаны место механика-водителя, элементы крепления сидений десантников, универсальных сидений для десантирования командира и наводчика. Некоторые изменения внесены в элементы крепления личного комплекта, средства вентиляции, табельное имущество, средства связи, ЗИП, схему электрообогрева сидений.

БМД-4 оснащена коллективной системой защиты от оружия массового поражения с фильтровентиляционной установкой и быстродействующим противопожарным оборудованием. Силовой блок, трансмиссия, ходовая часть, гидравлическая и пневматическая системы шасси аналогичны БМД-3.

Машина оснащена УКВ радиостанциями Р-168-25У («Акведук-25У») и Р-168-5УВ («Акведук-5УВ»), обеспечивающими дальность радиосвязи в движении, соответственно, до 20 и до 10 км, аппаратурой внутренней связи и коммуникации Р-168 АВСК-Б, приемником спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS с отображением данных на мониторе командира. В командирском варианте машины БМД-4К предусмотрена дополнительная радиостанция и специально оборудованные рабочие места.

Транспортировка и десантирование БМД-4 предполагалась из тех же самолетов военно-транспортной авиации, что и БМД-3. Изменения массогабаритных характеристик и общей конфигурации БМД-4 по сравнению с БМД-3 требовали доработки средств десантирования. 31 октября 2005 г. было выдано ТТЗ на разработку средств десантирования для БМД-4. Эта ОКР велась в рамках создания унифицированных средств парашютного десантирования боевых и специальных машин ВДВ с экипажем и боевым расчетом внутри машины. Средства десантирования, получившие обозначение П325 (основной разработчик - МКПК «Универсал»), в целом аналогичны средствам ПБС-950 для БМД-3 - степень унификации превысила 90%.

















В 2007 г. состоялись пробеговые испытания БМД-4 со средствами десантирования в положении по-походному и испытания на плаву, без летных предварительных испытаний, в 2008 г. - статические, копровые технические испытания и физиологические испытания с двумя испытателями внутри машины. Недофинансирование работ, спешность проведения госиспытаний машины без средств десантирования, поздняя выдача ТТЗ породили ситуацию, когда БМД-4 была принята на вооружение при фактическом отсутствии средств ее десантирования и без проведения опытной загрузки в грузовую кабину самолета.

Сложившаяся в советское время и оправдавшая себя система разработки и принятия на вооружение единого комплекса «объект - средства десантирования - военно-транспортный самолет» оказалась разрушена. Впрочем, и производство БМД-4 оказалось ограниченным.

В начале шестидесятых годов командование воздушно-десантных войск потребовало от промышленности создать специализированную боевую машину. Боевая машина десанта (БМД) должна была иметь высокую подвижность и мощное вооружение. При этом главным качеством перспективной техники была возможность перевозки и десантирования с существующих военно-транспортных самолетов.


На этапе формирования требований к новой боевой машине нередко высказывались сомнения в самой возможности создания техники с подобными возможностями и минимальными габаритами. Тем не менее, командующий ВДВ генерал-полковник В.Ф. Маргелов смог убедить противников проекта в его необходимости. Согласно окончательным требованиям, новая БМД должна была иметь характеристики на уровне боевой машины пехоты БМП-1. Возможности самолетов Ан-12 сказались на требованиях к габаритам и весу машины. Так, боевой вес БМД с парашютной системой не должен был превышать 12 тонн.

В исследовательских работах по теме перспективной БМД были заняты несколько предприятий, в том числе Волгоградский тракторный завод. В 1964 году волгоградские инженеры закончили работу над двумя вариантами эскизного проекта боевой машины. Оба варианта разрабатывались в рамках одного проекта «Объект 915» и поэтому имели несколько общих черт. В двух вариантах проекта предусматривалось использование одного и того же двигателя, а также схожих компоновочных решений.

В двух эскизных проектах предлагалось разместить боевое отделение в средней части бронированного корпуса, а моторно-трансмиссионное – в корме. Различия в компоновке заключались в размещении экипажа и десанта. В первом варианте проекта три десантника располагались в передней части корпуса и могли использовать пулеметные установки. За местами трех десантников разместили боевое отделение, в котором предполагалось оборудовать рабочие места механика-водителя и командира-наводчика. Поскольку место механика-водителя перенесли во вращающуюся башню, его оборудовали специальным поворотным механизмом, предназначенным для сохранения положения вне зависимости от угла поворота башни. Подобные механизмы разрабатывались для некоторых предыдущих проектов легкой бронетехники. За боевым отделением удалось поместить еще два сиденья для десантников. Для посадки и высадки десант мог воспользоваться люками в крыше и корме корпуса.



Второй вариант проекта «Объект 915» был менее смелым в отношении примененных идей. Рабочее место механика-водителя поместили в носовой части корпуса. Слева от него предусмотрели сиденье командира, справа – десантника. Командир и десантник располагали пулеметными установками. В качестве комплекса вооружения второго варианта БМД использовали башню, заимствованную у БМП-1. Между боевым и моторно-трансмиссионным отделением поместили три сиденья для десантников. Набор люков в корпусе соответствовал первому варианту.

По результатам сравнения двух вариантов наиболее выгодным был признан первый. В апреле 1964 года был собран макет перспективной БМД «Объект 915» первого варианта, в котором механик-водитель располагался в боевом отделении. Несмотря на сравнительную сложность подобного расположения рабочего места водителя, в то время оно рассматривалось как удобное и перспективное техническое решение. В таком случае механик-водитель должен был следить за дорогой через перископические наблюдательные приборы, расположенные на крыше башни. Это положительно сказывалось на обзоре при движении как по суше, так и по воде. Тем не менее, были выявлены определенные проблемы психологического характера: привыкание к работе во вращающейся башне могло вызывать большие затруднения.

Сравнение высот танка ПТ-76 и полноразмерного макета БМД «Объект 915» (второй вариант) в положении при минимальном клиренсе, 1965 г

Строительство макета позволило определить плюсы и минусы новой компоновки, а затем доработать ее. В дальнейшем разработка проекта «Объект 915» велась путем развития первого эскизного проекта. Таким образом, в техническом проекте корпус перспективной БМД разделялся на три отсека. В передней части машины предусмотрели три сиденья для десанта, три пулеметные установки с пулеметами ПКТ, аккумуляторные батареи, стеллажи для коробок боекомплекта и части ЗИП. В средней части корпуса расположили боевое отделение с вращающейся башней. Слева от вооружения в башне поместили поворотную платформу с рабочим местом механика-водителя. Для наблюдения за обстановкой над платформой предусмотрели небольшую башенку с приборами ТНПО-170. Один из них можно было заменить прибором ночного видения ТВМ-26. Справа от вооружения в башне поместили сиденье командира и набор прицельного оборудования. Смотровые приборы командира были аналогичны приборам водителя. Там же, справа от вооружения, предусмотрели место для боеукладок орудия, пулемета и ракетного комплекса.

Сразу за боевым отделением, перед моторной перегородкой находились два сиденья для десантников и стеллажи для боекомплекта. Рядом с местами десантника находились шаровые установки для ведения огня из автоматов. Для посадки и высадки десантников в кормовом листе боевого отделения должен был находиться сравнительно крупный люк. В крышке люка также предусмотрели наблюдательный прибор и шаровую установку для стрельбы из автомата.

В кормовой части корпуса разместили дизельный двигатель УТД-20А мощностью 250 л.с. Примечательно, что двигатель для «Объекта 915» имел меньшую мощность в сравнении с базовым УТД-20, примененным на БМП-1. Перспективная боевая машина десанта получалась почти вдвое легче машины пехоты, что позволило выбрать двигатель меньшей мощности. 250-сильный дизель УТД-20А обеспечивал оптимальное соотношение удельной мощности и расхода топлива. Внутри корпуса удалось разместить несколько топливных баков общей емкостью 400 литров. Расчетный запас хода достигал 500 километров.

При разработке бронированного корпуса для БМД «Объект 915» волгоградские конструкторы применили наработки, полученные в ходе проекта экспериментального плавающего танка «Объект М906». Предполагалось широко использовать сплавы алюминия, которые позволяли снизить массу бронекорпуса до 1,5 тонны. Стальной корпус с аналогичным уровнем защиты получался на 500-550 кг тяжелее. Лобовые детали корпуса и башни новой машины десанта обеспечивали защиту от пуль калибра 14,5 мм при стрельбе с любой дистанции. Борт защищал экипаж и агрегаты от 7,62-мм пуль на расстоянии 400 м. Интересен тот факт, что одновременно с алюминиевым корпусом разрабатывался стальной. При массе около 2,5 тонн он обеспечивал больший уровень защиты.

Ходовая часть БМД «Объект 915» использовала регулируемую пневматическую подвеску. На каждом из бортов машины имелись шесть опорных катков с пневматической рессорой, гидравлическим амортизатором и ограничителем хода катка. Также на каждом борту БМД предусмотрели по три поддерживающих ролика, направляющее колесо с гидравлической системой натяжения гусеницы, а также ведущее колесо с цевочным зацеплением. Использование пневматической подвески позволило создать систему изменения клиренса. На рабочем месте механика-водителя предусмотрели пульт управления, при помощи которого он мог изменять клиренс в пределах от 100 до 450 мм и регулировать натяжение гусеницы.

В требованиях к проекту значилось пересечение водных преград вплавь. Герметичный корпус имел хороший запас плавучести (порядка 60%), что можно было использовать для перевозки дополнительного груза весом около 2 тонн. Для передвижения по воде в моторно-трансмиссионном отделении разместили два водомета. Расчеты показывали, что «Объект 915» сможет плавать со скоростью до 12 км/ч.

Для упрощения конструкторских работ боевую машину десанта «Объект 915» в первом варианте проекта оснастили башней, разработанной для легкого танка «Объект 911Б». В результате этого главным вооружением новой БМД стало гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм. В одной установке с пушкой предполагалось монтировать пулемет ПКТ. На крыше башни предусмотрели пусковую установку противотанковых ракет комплекса 9М14 «Малютка». Таким образом, комплекс вооружений перспективной машины десанта полностью удовлетворял требованиям заказчика относительно унификации с БМП-1. Для наведения орудия и пулемета командир мог использовать комбинированный (дневной и ночной) прицел ПКБ-62. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +20°.

Три пулемета, размещенные в передней части корпуса, оснащались перископическими прицелами и перекрывали широкий сектор передней полусферы. Все три пулеметные установки позволяли вести огонь в горизонтальном секторе шириной 35°. Допустимые углы возвышения – от -3° до +15°. В проекте БМД «Объект 915» использовались пулеметные установки, разработанные в ходе предыдущего проекта боевой машины пехоты «Объект 914».

Боекомплект орудия 2А28 состоял из 40 активно-реактивных выстрелов, 27 из которых располагалось в механизированной укладке автомата заряжания. Последняя находилась в кормовой нише башни и состояла из 27 трубчатых контейнеров, соединенных в цепь. Электрические приводы по команде экипажа доводили на линию заряжания очередной контейнер и досылали выстрел в ствол орудия. Остальные 13 выстрелов предполагалось перевозить в укладках боевого отделения. В боевом отделении также удалось разместить укладки на 4000 пулеметных патронов, две ракеты комплекса «Малютка», 10 ручных гранат и сигнальный пистолет с боеприпасами.

На определенной стадии проекта конструкторы Волгоградского тракторного завода рассматривали иные варианты комплекса вооружений. Так, вместо орудия «Гром» предлагалось установить два 14,5-мм пулемета КПВТ и сохранить пусковую установку ракетного комплекса. Кроме того, предлагалось создать двухместную башню с автоматической пушкой калибра 30 мм, что было позже воплощено в проекте боевой машины пехоты БМП-2.

Развитие первого варианта проекта «Объект 915» привело к появлению новой смелой идеи. Конструкция этой боевой машины позволяла создать унифицированное шасси для военной техники различного назначения с боевой массой не более 10-12 тонн. Имеются сведения о создании эскизных проектов легкого танка, командно-штабной и санитарной машин, а также самоходной зенитной установки. В конце 1964 года началась сборка натурного макета второго варианта БМД, разработанного в рамках проекта «Объект 915».

Проект боевой машины десанта «Объект 915» выглядел многообещающе, но все же некоторые его нюансы не устраивали заказчика. Тем не менее, технический проект БМД, разработанный в 1964 году, определил направление дальнейшего развития этого класса техники. По результатам сравнения нескольких проектов министерство обороны выбрало Волгоградский тракторный завод в качестве разработчика новой боевой машины для десанта. В 1965 году стартовал проект, сохранивший старое обозначение. В ходе нового проекта «Объект 915» была создана боевая машина, принятая на вооружение под названием БМД-1.

По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://b-m-d.info/
http://arms-expo.ru/

Новейшая боевая машина. Перефразируя девиз десантников «никто, кроме нас», про «бээмдэшки» можно сказать: такое не может никто, кроме них!

Начата войсковая эксплуатация: стрельба, полевые испытания, преодоление препятствий. Когда три гусеничные машины, окутанные снежным вихрем, синхронно проскакивают мост, чуть не вставая на дыбы, - это, братцы, сильно! Ревут моторы, расторопно бегают десантники, здесь же - заводчане, «представители производителя».
Это - «подконтрольная войсковая эксплуатация», которой наша армия обязана нынешнему министру обороны Сергею Шойгу. Если раньше от появления новой военной техники до принятия ее на вооружение проходили годы (и результаты зачастую оказывались неудовлетворительными), то теперь новинки сразу отправляют в войска, где их гоняют «в хвост и гриву», выявляя слабые места и недочеты. «А заводчане удивляются: у них-то все работало нормально», - смеются военные.
БМД-4М, о которых пойдет речь, проходят такую эксплуатацию с конца прошлого лета, у блогеров каких только названий данных машин можно не услышать. Неудивительно: испытания проходят первые десять экземпляров.

БМД 4М фото боевая машина десанта

«Садовница», которое в интернете присвоили новым боевым машинам, не имеет к ним никакого отношения, равно как и «Бахча-У». Все это - обозначение башен с вооружением, но ни та, ни другая не стоят на новой машине. Поэтому - просто БМД-4М. «Четвертого поколения, модернизированная». А если быть точным - полностью переработанная.

  • Какие БМД - боевае машина десанта бывают

БМД-1, принятая на вооружение в 1969 году, произвела настоящую революцию: десантники получили доселе невиданную машину - легкую, компактную, плавающую... А главное - спускаемую на парашютах.
Помните о первом опыте парашютного десантирования КАМАЗа: после жесткого приземления у него помялся передок. А «бээмдэшки» должны приземляться не просто невредимыми, но с экипажем внутри - и сразу вступать в бой!
Поэтому подвеску сделали гидропневматической, кузов сварили из прочной, но легкой алюминиевой брони (говорят, впервые в советской истории), а с 1971 года водитель-механик и командир десантировались вместе с машиной - в дополнительных креслах, как у космонавтов.
За десять лет было выпущено больше двух тысяч БМД-1 - за это время модель претерпела ряд модернизаций и успела повоевать в Афганистане. Там и оказалось, что 73-мм пушка «Гром» малоэффективна. У нее не было стабилизатора, она не позволяла стрелять по вершинам гор, а снаряды плохо пробивали афганские глинобитные стены.

На 1 фото видна дымовая после стрельбы в БМД 2, на другом фото БМД 1 с короткоствольной 73 мм пушкой в Афганистане фото

Поэтому у БМД-2, принятой на вооружение в 1985 году, пушку заменили на другую - автоматическую, калибра 30 мм (ее называют «вертолетной», поскольку ставят и на боевые вертолеты). И машина получилась настолько удачной, что не просто до сих пор стоит на вооружении, но и остается основной «броней» российского десанта.

фото с башни БМД-2 пламя по бокам - от предыдущего выстрела

А вот БМД-3, которая появилась на рубеже девяностых, наоборот, оказалась неудачной: она получила новый бронекорпус, стала крупнее и намного тяжелее... Но вооружение то не изменилось! А поскольку производство пришлось на эпоху развала экономики, за восемь лет Волгоградский тракторный завод собрал всего 137 экземпляров.
Наконец, в начале двухтысячных появилась БМД-4 - по сути, та же «трешка», только с башней от БМП-3. Но и эту машину едва не постигла судьба предшественницы: завод в Волгограде обанкротился, внедрение в войска невероятно затягивалось...

Огонь из 30-мм автоматической пушки ведет экипаж БМД-2,за ней на заднем плане БМД-4М фото

А военные не просто просили - требовали новую технику. Вот цитата из интервью главнокомандующего ВДВ Владимира Шаманова «Российской газете» в 2012 году:

Машина нужна как воздух. Даже в борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе нам не хватало огневой мощи. А если противник посерьезней? С одной 30-мм пушкой и одной срабатывающей через раз противотанковой ракетой на башне сегодня много не навоюешь!

А вот цитата из выступления начальник Генштаба РФ Валерия Герасимова

БМД-2 устарели и морально, и физически. Возраст машин составляет 20-25 лет, а иногда и более. Износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать боевые возможности. По этой причине в ходе марша на полигон (речь идет о внезапной проверке боеготовности войск) вышли из строя две единицы БМД-2.

  • БМД 4М фото боевая машина десанта из Кургана

И вот, наконец, перед нами БМД-4М - разработанная и сделанная уже не в Волгограде, а в Кургане. Внешних отличий от предыдущей БМД-4 всего два: это выхлоп (не на корме, а справа) и катки (с канавкой, как у БМД-2). Зато «начинка»...
Поскольку Курганмашзавод традиционно выпускает боевые машины пехоты, новая «бээмдэшка» на 60% унифицирована с БМП-3: это ходовая часть, башня с вооружением, водометы, электрооборудование.
И «силовой блок» с двигателем - 500-сильным многотопливным УТД-29 завода Барнаултрансмаш. Кстати, на БМД-2 стоит дизель тоже из Барнаула, но 240-сильный. Так что мощность выросла больше чем вдвое! Тогда как масса - в 1,75 раза. И расход топлива вырос почти вдвое: у БМД-2 он равен, если судить по вместимости баков и запасу хода, 56 л/100 км, а у новой машины - 92 л/100 км. Зато сам запас хода остался прежним - 500 км.

Двигатели БМД-2 и БМД-4М фото

А вооружение - даже не сдвоенное, а строенное: 100-мм орудие, 30-мм автоматическая пушка и пулемет калибра 7,62 мм. Правда, конструкторам пришлось пойти на компромисс: поскольку «вертолетная» пушка сюда не помещалась, ее заменили на «самолетную», менее скорострельную. Но точность стрельбы, наоборот, выросла: поскольку 30-мм ствол жестко скреплен с толстой «трубой» 100-мм орудия, он не раскачивается при движении. И если раньше для поражения цели на ходу требовалось израсходовать десяток-другой снарядов калибра 30 мм, теперь для этого достаточно нескольких выстрелов.
А противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) запускаются прямо через 100-мм ствол, нажатием кнопки, - тогда как у БМД-2 для этого надо вылезать из машины.
Наконец, теперь БМД десантируется не только с механиком-водителем и командиром, а со всем экипажем и десантом. Это значит, что после приземления бойцам больше не надо искать свои машины - которые зачастую приземляются в нескольких километрах...
Конечно, за все надо платить - например, особенностями десантирования.

съемные крышки капотов, на переднем БМД-2, на заднем плане БМД-4М

Если БМД-2 может «прыгать» из разных самолетов, от АН-26 до Антея, то для покрупневших и потяжелевших БМД-4М подходит исключительно ИЛ-76, причем его сейчас модернизируют, чтобы можно было десантировать не две, а три машины.

фото сравнительные размеры БМД-2 (она слева) новая БМД-4М выглядит настоящим танком. Видна разница в вооружении: у БМД-2 - одна 30-мм пушка, у БМД-4М пушка этого калибра спарена со 100-мм орудием

Ну а теперь - пора почувствовать себя в роли механика- водителя и наводчика! Для начала - на заслуженных БМД-2. Ой, какие БМД-2 низкие по сравнению с бронетранспортерами! «Это чтобы спрятаться от врага, - комментируют военные. - Если БМД лягут на днище, опустившись на гидропневматической подвеске, то могут проползти незамеченными через поле пшеницы». Вдобавок такая подвеска позволяет обманывать электронные прицелы, куда заложены габариты различной бронетехники. Электроника теряется: мол, что это?
Сравним с БТР-82А (который наконец получил электропривод поворота башни и стабилизатор вооружения), присутствует ли что- либо из этого набора на БМД-2. И знаете,что оказалось? У «бээмдэшек» образца восьмидесятых!!!, в отличие от ровесника БТР-80, все это есть!
«ВДВ всегда получали все самое лучшее, - улыбаются десантники. - Поэтому «бээмдэшки» по конструкции лет на двадцать, а то и тридцать, опережают аналогичную технику пехоты».
Но с точки зрения механика- водителя БМД-2 - примерно то же, что и БТР, только с рабочим местом посередине и рычагами вместо баранки. Педалей три, приборная панель - древняя.

спартанское рабочее место механика-водителя БМД-2 приборная панель из советских времен, видна мешанина из трубок и тяг на полу

После запуска дизеля надо первым делом выставить регулятором обороты холостого хода (900-1000 об/мин). Потом, выжав сцепление, включаем первую передачу, тянем оба бортовых рычага на себя, отпускаем сперва сцепление, потом «бортовые» - и поехали. Правда, передачи за меня переключал механик-водитель, сидевший рядом: чтобы я сосредоточился на управлении!!!
Но оно вполне понятное: надо повернуть вправо - тянешь правый рычаг (правая гусеница тормозится, и машина крутится вокруг нее), влево - левый рычаг, затормозить - оба рычага. Рычаги тугие, однако «бээмдэшка» едет именно туда, куда ты хочешь, - хоть на заснеженной дороге, хоть в чистом поле. Да и комфорт езды куда выше, чем у БТРа, благо подвеска гидропневматическая.

БМД 4М фото боевая машина десанта паспортные данные

Модель БМД-2 БМД-4М
Боевая масса, т 8,0 14,0
Экипаж, чел. 2 3
Десант, чел. 5 4 (♦ резервное место)
Наружные длина 5970 6000
габариты, мм ширина 2700 3150
высота 2180 2700
Клиренс, мм мин. 100 100-30
макс. 450 500+30
Двигатель дизель 5Д20-240 многотопливный УТД-29
Макс, мощность, л.с. 240 500
Удельная мощность, л.с./т 30,0 35,7
Трансмиссия механическая гидромеханическая
Макс, скорость, км/ч по шоссе 60-61 70
на плаву 10 10
Емкость топливных баков, л 280 460
Запас хода, км 500 500
Вооружение орудие-пусковая установка (калибр) - 2А70 (100 мм)
пушка (калибр) 2А42 (30 мм) 2А72 (30 мм)
пулемет (калибр) ПКТ (7,62 мм), 2 шт. ПКТМ (7,62 мм)
Боекомплект выстрелов к орудию - 34
выстрелов к пушке 300 464
патронов к пулемету 2980 2000
ПТУР 3 4

А вот на месте наводчика, в башне, мне пришлось туго: в зимнем комбинезоне 56-го размера я еле поместился там. Кое-как протиснулся в люк, просунул ноги под сиденье. Мне говорят: «Видишь три кнопки на «Чебурашке»? Вклю-чай их!» «Чебурашка» - это пульт управления башней и оружием с двумя «ушками» наводки по бокам. А я не то что нажать кнопки, вздохнуть еле могу: «Чебурашка» уперлась прямо в грудь, придавив ее. С трудом включаю электроприводы и понимаю: в обычный прицел смотреть получается, а вот в зенитный (он левее) - уже с трудом.
«Наводчиками сюда надо брать маленьких и тощих», - вздохнул я, выбравшись наружу. Причем если наводчика ранят или убьют - внутри машины его не стащишь со своего места при всем желании. А после стрельб в башне - натуральная дымзавеса: наводчик открывает люк, а оттуда дым валит...

  • Описание БМД 4М фото боевая машина десанта

Неудивительно, что когда я направился к БМД-4М, был настроен скептически. Но был потрясен - вопервых, простором, а во-вторых, обилием сверхсовременных решений и электроники. (Если она выйдет из строя, экипаж просто перейдет на традиционное управление.)
Первый шок ждал меня на месте наводчика. Да я здесь могу не просто дышать, а вольготно двигаться и даже фотографировать! И «Чебурашка» ничуть не мешает. Если прежде «башнёр» сидел в одиночку (а командир - внизу, слева от механика-водителя), то теперь командир и наводчик - бок о бок. У обоих - одинаковые пульты тепловизоров, причем можно наводить и стрелять, глядя прямо в экран. Но есть и традиционные прицелы, и они расположены удобнее, нежели у БМД-2.

БМД-4М - простор, современная обстановка, всего две педали... и сообщениями борткомпьютера, цветным ударопрочным дисплеем

Не меньше шокировали простор и обстановка в «кабине водителя». Вместо рычагов - руль наподобие велосипедного, над ним - селектор переключения передач, напоминающий Волгу ГАЗ-21. Здесь стоит коробка-«автомат»? Именно так! Потому и педали сцепления нет, зато «тормоз» широкий, под любую ногу.
Над штурвалом - блок подсвеченных кнопок с четкими надписями, по левую руку - разноцветный (что вообще сразило наповал) противоударный монитор с изображением приборов и сообщениями борткомпьютера («К запуску готов», «Стояночный тормоз включен», «Внимание! Закрой люки!»). Ощущение - будто сидишь не в «танчике», а в звездолете!
Ну, люк я закрывать не буду, поскольку поеду, как и на БМД-2, «по-походному», - приподняв сиденье ножным рычажком у основания и высунув голову наружу. А как запускать мотор?
«Электростартером, воздухом или комбинированным способом, - инструктируют меня. - Нажимаешь нужную кнопку, потом ждешь 20 секунд, пока система завершит диагностику, выжимаешь педаль газа, жмешь кнопку стартера еще раз...»

Блок кнопок и селектор коробки-«автомата» фото БМД-4М

В бронетехнике - цветной монитор с изображением приборов У водителя-механика БМД-4М - простор, современная обстановка, всего две педали... и сообщения борткомпьютера? Не может быть! И штурвал вместо рычагов, блок кнопок и селектор коробки - «автомата» очень информативны. Три желтые кнопки (справа) отвечают за запуск двигателя.

Р-р-р-бац: загрохотавший двигатель внезапно заглох. Я что-то сделал не так? Слишком резко отпустил «газ»! Но со второго раза все получилось. Мне помогли выставить обороты, я снял машину с «горного тормоза» (аналог автомобильного ручника), передвинул селектор трансмиссии на «R» и, «бибикнув», аккуратненько сдал на-зад. А дальше все просто: первая передача, разгон, вторая - и погнал по полю, подруливая буквально одним пальцем. И если БМД-2 управляется отлично, то БМД-4 - еще и невероятно легко. И потому к выражению военных «красивая техника хорошо воюет» могу добавить: а в удобной и современной не устаешь! Наводчику в БМД-4М гораздо просторнее и удобнее, у наводчика, и у командира - тепловизоры, при помощи которых можно и наводить, и стрелять.

Рабочий клиренс БМД-4М 420 мм, но может изменяется от 500 до 100 мм

Знаете, чего я не ожидал? Того, как ответят десантники на мой вопрос, нравится ли им служба. Несколько человек из экипажей БМД, не сговариваясь, сказали, что им очень интересно: «Ну как же, новую технику изучаем». А служить с интересом - согласитесь, совсем другое, нежели осваивать машины, за рычагами которых сидели еще отцы нынешних ребят.
До 2025 года ВДВ должны получить около 1500 новых «бээмдэшек» - аналогов которым, как уверяют военные, в армиях других стран нет. Так что - за десант! И за то, чтобы эти машины стреляли только на полигонах.

БМД - аббревиатура словосочетания «боевая машина десанта». Исходя из названия, БМД - это транспортное средство для перемещения подразделения Ее основное назначение - ведение борьбы с вражеской бронированной техникой и пехотой противника. В профессиональных военных кругах эта машина получила название «Будка».

Для выполнения своей боевой задачи БМД может транспортироваться военной авиацией к месту высадки. Десантирование может осуществляться с самолетов и вертолетов Ми-26 с использованием внешней подвески.

Как появилась боевая машина десанта БМД-2?

Первое поколение БМД конструкторы разработали еще в 1969 году, и после проведения испытания она была поставлена на Советского Союза. Серийная сборка боевой машины проводилось на Первые годы она выпускалась ограниченным тиражом. Для старта серийного производства использовали силы ВНИИ Стали, Института сварки им. Е. Патона.

В 1980 году советские конструкторы, изучив опыт использования БМД в реальных боях, перешли к улучшению существующей модели. Необходимость модернизации боевой десантной машины стала очевидна после Афганистана, где бронемашина активно применялась. Хорошо зарекомендовав себя в бою на равнинных участках, боевая машина десанта первого поколения проигрывала на высокогорной местности.

На вооружение в Советского Союза боевая машина десанта БМД-2 поступила в 1985 году. Машина второго поколения внешним видом особо не отличалась от БМД-1. На сравнительном фото БМД-2 и БМД-1 видно: изменения коснулись башни и вооружения. Корпус и двигатель остались неизменными. Боевое крещение бронемашина прошла в боевых действиях в республике Афганистан.

В последующие годы БМД-2 использовалась в вооруженных конфликтах на территории России и за границей. На сегодня «будка» находится на вооружении в армиях России, Казахстана и Украины.

Конструкционные особенности БМД-2

Конструкция боевой десантной машины считается уникальной. В передней части по центру расположен водитель-механик, за ним справа располагается командир, а слева - стрелок. В задней части расположено отделение для десанта. В нем могут разместиться 5 десантников.

Корпус БМД-2 условно делится на 4 отделения:

  • отделение управления;
  • боевая часть;
  • десантное отделение;
  • моторно-трансмиссионный отсек.

Боевая часть и отделение управления объединены и находятся в передней и средней частях бронемашины. Задняя половина поделена на десантное и моторное отделения.

Бронированный корпус сварен из листов алюминия, которые прикрывают экипаж БМД-2. Характеристики этого металла позволяют достичь эффективной защиты при небольшом весе. Броня способная уберечь экипаж от пуль, маленьких осколков мин и снарядов. Толщина обшивки кузова в передней части составляет 15 мм, по бокам - 10 мм. Башня имеет броню толщиною 7 мм. Днище БМД усилено ребрами жесткости, что позволяет проводить успешное воздушное десантирование. Минимальная высота десантирования составляет 500 метров, максимальная высота - 1500 метров. При этом используются многокупольные парашюты с реактивной системой ПРСМ 916 (925).

После модернизации БДМ-2 получил новую круговую башню. Она имеет меньший размер. Кроме этого, она получила возможность стрельбы по вертолетам и низколетящим самолетам. Угол наведения по вертикали увеличили до 75 градусов.

Корпус БМД-2 герметичный. Это превратило «будку» в плавающую бронемашину. Для перемещения через водную преграду используется водометная установка, в основе действия которой лежит принцип реактивного движения. Перед началом движения через водное препятствие необходимо поднять спереди волнозащитный щиток. Благодаря свойствам машины-амфибии десантирование можно проводить с транспортных кораблей.

Двигатель и ходовая часть

При создании БМД-2 инженеры не проводили полную модернизацию двигателя и ходовой части. В боевой десантной машине установлен мотор 5Д20. Это дизельный двигатель с 6-ю цилиндрами. Он способен развивать мощность в 240 лошадок.

БМД-2 использует гусеничный ход. С каждой стороны 5 опорных катков и 4 ролика. Ведущая ось задняя, спереди находятся направляющие колеса. Ходовая часть имеет конструкцию, которая позволяет регулировать клиренс. Минимальный дорожный просвет составляет 10 см, а максимальный - 45 см. Подвеска независимая.

БМД 2. Характеристика вооружения

Модернизация боевой машины десанта в 80-х годах в основном коснулась башни и вооружения. Пересмотреть огневой арсенал заставил военный опыт в Афганистане.

В качестве основной огневой мощи используется 30 мм калибра. Она способна вести стрельбу в движении. Стабилизация ствола производится в двух плоскостях с помощью стабилизатора вооружения 2Э36-1 на электрогидравлике. В крыше башне находится основной прицел ВПК-1-42, наводящий орудие. «Будка» способна вести огонь на дальность до 4-х километров.

В паре с пушкой в башне расположен калибра 7,62 мм. Боевой комплект БДМ второго поколения составляет 300 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета.

Для усиления огневой мощи может использоваться дополнительное вооружение для БМД-2. Инструкция по эксплуатации определяет состав добавочного вооружения:

  • одна 9М113 «Конкурс»;
  • две ПТУР 9М111 «Фагот»;
  • пусковая установка 9П135М.

Ракетные установки способны прицеливаться в пределах 54-х градусов по горизонтали и от -5 до +10 по вертикали.

Для ведения успешного боя с воздушными целями в состав вооружения введены ракетные комплексы «Игла» и «Стрела-2».

Оснащение боевой десантной машины

БМД-2 оборудована штанным устройством для переговоров Р-174, радиостанцией Р-123 (позднее она была заменена Р-123М).

Кроме этого, на борту бронемашины находится:

  • комплекс автоматического пожаротушения;
  • система для фильтрации и вытяжки воздуха;
  • система защиты от средств массового поражения и атомного оружия;
  • система защиты от ;
  • приборы ночного видения;
  • вентсистема воздуха внутри корпуса боевой машины.

Технические характеристики «Будки»

Во время боя «будка» способна преодолевать различные препятствия. Без затруднения боевая машина десанта БМД-2 может выехать на стенку высотой в 80 сантиметров и преодолеть траншею шириной в 1,6 метра.

Модификации БМД-2

В десантных войсках используют две модификации боевой десантной машины:

  • БМД-2К - командирская версия машины, дополнительно оснащена радиостанцией Р-173, бензиновым генератором электрической энергии АБ-0,5-3-П/30 и гироскопическим полукомпасом ГПК-59;
  • БМД-2М - кроме штатного вооружения, имеет двойную установку ПТУР «Корнет», в дополнение установлена система управления оружием с возможностью наведения на цель с помощью тепловизора.


Что еще почитать