Заболевания появляющиеся у детей из за школы. Курсовая работа "школьные болезни". Проблемы с желудочно-кишечным трактом

О том, с каким уровнем здоровья наши дети заканчивают учебный год рассказал Георгий Даниленко, заведующий отделом гигиены детей школьного возраста Института здравоохранения.

Лидируют в этом рейтинге болезни опорно-двигательного аппарата, в частности речь о проблемах осанки, такие как сутулость и сколиоз. Второе место занимают эндокринные заболевания, чаще всего проявляются проблемами лишнего веса, третье - болезни дыхательной системы. Это аллергия, бронхиальная астма, причиной чего является, в частности наличие грибка в школьных кабинетах.

Добавьте к этому списку проблемы со зрением, речь в частности о школьной миопией (близорукостью). Происходит такое из-за плохого и неправильного освещения в классах и дома за рабочим столом, частое просиживание за экраном монитора. А также видное место в этом списке занимают заболевания желудочно-кишечного тракта, чаще всего речь о гастриты (к чему приводит нерегулярное питание, частое потребление снеков и сладких газированных напитков).

Что хуже, режим дня школьника в целом крайне нерегламентированный. Дети рано просыпаются, зато в ночи сидят за компьютером. На обучение ученики приходят невыспавшиеся. От этого страдает как нервная система, так и сердечно-сосудистая. Большинство при этом ведет малоподвижный образ жизни. Вот в общем и имеем крайне неутешительную ситуацию, ведь относительно здоровыми являются только десять процентов школьников в нашей стране.

Так кто в этом виноват, школа или родители?

Крайне необходимо, чтобы по состоянию здоровья детей в учебных заведениях следил санолог, это специалист, занимающийся формированием (!) потенциала здоровья ребенка.

Но неправильно было бы во всем обвинять только педагогов или медиков. Довольно распространенными бывают ситуации бездействия родителей. Нередко случается, что во время медосмотра родителям рекомендуют показать ребенка профильном специалисту. Для этого нередко следует пройти дополнительные обследования и даже побыть под наблюдением врача в стационаре. Тогда как родители часто этого не делают.

Более того, они лишь устно сообщают классному руководителю о подозрении на проблемы, скажем, в работе сердечно-сосудистой системы ребенка. Но эту информацию не получает учитель физкультуры и школьный медик …

Поэтому не стоит искать виновных, нужно, чтобы каждый добросовестно выполнял свои обязанности. Как педагоги, так и родители должны поднимать уровень собственной ответственности за здоровье ребенка. Иначе речь идет о прямых предпосылки для выхода школьника во взрослую жизнь с целым букетом тяжелых недугов.

Анемий и неврастений. Перечисленные болезни педиатры назвали «школьными».

На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной базы учебных учреждений в советское время, нарушения у школьников осанки, зрения, нервной системы носили и продолжают сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы, ограничения двигательной активности.

Профилактика нарушения осанки.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Среди последних наиболее изучена роль факторов учебно-воспитательного процесса в формировании осанки у школьников. Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.

На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся. При сидении форма позвоночника ученика принципиально отличается от формы позвоночника при стоянии. При учебной работе в положении сидя туловище наклонено вперед, что увеличивает давление на межпозвоночные диски до 100 кг против 70 кг при стоячей позе.

При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка также и на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также расстояние глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученику приходится опираться грудью о поверхность стола. Это еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов и неблагоприятно сказывается на их функционировании. Из сказанного следует, что принятая в школах организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы требует проведения специальных профилактических мер, направленных на сохранение нормальной осанки у школьников.

Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве. По этой концепции нарушения осанки и искривления позвоночника (сколиоз) рассматриваются как необходимые условия поддержания равновесия, как компенсация нарушений устойчивости позы.

Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-ориентировочных реакций.

И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок. Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и на сиденья. Как правило, такие подставки изготавливают родители этих семей. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раза за учебный год.

Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдении правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.

Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети в не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток.

Применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников к здоровьесберегающим технологиям относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного.

Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы обучающихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей. При этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока. Главное достоинство стоячей позы состоит в том. что она обеспечивает преимущественно работой мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе. Оно состоит в том, что в положении стоя происходит раздражение большего числа рефлексогенных зон стоп и, как следствие этого, стимуляция физиологических систем организма. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки.

Среди школьно средовых факторов, воздействующих на формирование опорно-двигательного аппарата школьников заслуживает внимание ежедневная переноска портфелях и ранцах учебных комплектов для занятий. Известно, что переноска больших тяжестей также способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и в первую очередь – плоскостопия (опущение продольного и\или поперечного свода стопы).

Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки. Что можно посоветовать?

1. Ходить нужно так, как ходят манекенщицы, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов.

2. При сидении не следует класть ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т. д.

3. Спать нужно на жестком, плоском, но достаточно эластичном матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна.

В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой:

 Встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить;

 Затылок, плечи, икры и пятки заставить касаться стены;

 Прижаться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца;

 Подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи;

 Проанализировать «чувства» всех частей тела, особенно мускулов спины и живота и постараться их запомнить.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки:

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Профилактика близорукости.

Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников. Относят к традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха, поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой.

Для того, чтобы учитель мог выявить возможные в классе недостатки освещения, приведем наиболее распространенные из них:

 Размещение в учебном помещении меньшего количества светильников, чем рекомендовано;

 Использование электроламп пониженной мощности;

 Отсутствие специальных светильников для местного освещения классных досок;

 Несвоевременная замена перегоревших ламп;

 Недостаточное использование искусственного освещения в ранние утренние и дневные часы в осенний и зимний сезоны.

Среди причин, препятствующих проникновению дневного света в учебное помещение и этим снижающих его естественное освещение, назовем:

 Замазывание части оконных стекол краской;

 Размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий , аквариумов и пр.;

 Развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окон;

 Нерегулярное мытье оконных стекол;

 Затемнение окон деревьями вследствие нерегулярной стрижки их кроны и боковых веток.

Офтальмологи считают, что во время занятий учебная работа без зрительного напряжения возможны при условии, если учащиеся сохраняют рабочую позу, при которой расстояние от глаз до книги или тетради составляет 26-35 см в зависимости от возраста школьников. Такое расстояние равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Помимо того, что сохранение указанного расстояния не требует сильного напряжения зрительных функций, оно дает возможность учащимся сидеть не наклоняясь. Если сопоставить рекомендации по профилактике нарушений осанки с офтальмологическими рекомендациями, то очевидным становится значение рабочей позы школьников не только для сохранения у них нормальной осанки, но и для охраны их зрения.

Среди различных учебных предметов на состояние зрения учащихся особое влияние оказывает режим чтения. С давних времен и по настоящее время основным способом восприятия зрительной информации у человека было и остается чтение. В школьном возрасте оно становится главным видом учебной деятельности в школе и дома, являясь непременным компонентом освоения любой учебной дисциплины , а также досуга многих школьников. Являясь сложным психофизиологическим процессом, чтение требует напряжения остроты зрения, аккомодации, движений глаз и участия таких психических функций, как быстрота различения и зрительного восприятия, зрительная память и др. Все вместе позволяет относить режим чтения к факторам риска для состояния зрения школьников.

Специальное изучение у школьников состояния зрительных функций при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут. Более длительное чтение у большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза, изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз до книги. Для восстановления выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью 6-10 мин. Если учесть, что любая учебная деятельность детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной работы. Эффективность такого отдыха существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений.

Существенную нагрузку на зрение оказывает работа школьников с компьютерной техникой . Поэтому для таких занятий также установлены пределы непрерывной длительности работы учащихся непосредственно с дисплейными терминалами. Так, для учащихся 1 класса она регламентирована 10 минут, 2-5 классов – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут. Для школьников 10-11 классов, имеющих сдвоенные уроки по вычислительной технике, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на первом часу занятий 30 минут, а на втором – 20 минут. После занятий с видеотерминалами учащимся всех классов рекомендовано выполнять гимнастику для глаз непосредственно на рабочем месте.

При распределении школьников на группы для уроков физкультуры нужно знать, что школьники со средней степенью близорукости (более 3,0 Д) могут заниматься физкультурой только в подготовительной группе, а имеющие высокую близорукость - в специальной группе по индивидуальным программам.

Трудовое обучение и профориентация школьников с высокой степенью близорукости должны исходить из того, что для таких учащихся противопоказана работа в слесарно-механических, столярных, авторемонтных мастерских, а также профессиональная деятельность , связанная с подъемом тяжестей с пребыванием тела в согнутом положении при наклоне головы вниз. Вопрос о профессиональной ориентации школьников с близорукостью следует решать индивидуально и обязательно с учетом заключения специалиста – офтальмолога.

Это уже отдельная статья в списке всевозможных болезней. Врач-педиатр, гомеопат Мария Савинова расскажет, на какие школьные болезни жалуются родители подростков .

Когда долгое время ведешь детский прием, волей-неволей накапливаешь некоторую статистику. Так вот по моим наблюдениям на прием приходит много малышей от 0 до 5-6 лет и просто на проверку и с простудами-температурами-насморками. Младшие школьники - относительно спокойный возраст, их приходит на прием мало. А вот следующая многочисленная когорта - это подростки 12-16 лет. В основном о них сегодня и пойдет речь, ведь хоть и начинают формироваться с первых классов, но расцветают как раз к середине школьной жизни.

А жалобы у подростков на любой вкус и бывает трудно их увязать между собой и сложить в общую картину. Тут и длительные субфебрилитеты (повышение температуры до 37.0 - 37.9 градусов), и понижение температуры, и тошнота-рвота, боль в животе, обмороки, головокружение, сердцебиение, слабость, головные боли, высыпания на коже и многое другое. Да еще половое созревание вносит свою лепту…

Я бесконечно люблю подростков и жалею их, ведь в них огромное количество несоответствий - внешне это практически взрослые люди, внутри - сущие дети. Они и ведут себя так - то на каблуках ходят, то в куклы и машинки играют.

Итак, основные школьные болезни - это:

  1. Нарушение осанки,
  2. Снижение зрения,
  3. Гастриты, гастродуодениты,
  4. Неврозы и вегетативные расстройства.

Нарушения осанки (лордоз, кифоз, сколиоз) возникают в результате длительного сидения школьников в неправильной позе, ношения тяжелого рюкзака с учебниками, слабо развитого мышечного корсета туловища. соответствующая - подбирать мебель по росту, следить за положением ребенка во время занятий, ортопедический рюкзак с разумным количеством учебников, ортопедический матрас для сна, прогулки и занятия спортом.

Снижение зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) в первую очередь связано с большой зрительной нагрузкой, а усугубляется плохим освещением и, безусловно, наследственностью. Для профилактики нарушений зрения нужно обеспечить достаточное освещение рабочего места, расстояние от глаз до стола - 30-35 см, делать перерывы во время чтения и занятий для отдыха глаз, а самое главное ограничение использования компьютера и особенно планшета.

В отношении болезней пищеварительного тракта в полной мере применимы все рекомендации, которые касаются неврозов, поскольку стресс - очень важный фактор риска возникновения этих нарушений. Кроме того, конечно, пищевые привычки имеют большое значение (газировка, сухарики, чипсы, фастфуд вредны для здоровья). Контролировать долго наших детей мы не сможем, поэтому нужно рассказывать им о пользе и вреде определенных продуктов. А в первую очередь самим правильно питаться.

Теперь поговорим о школьных неврозах , которыми страдают около половины учеников. Школьные программы не соответствуют функциональным возможностям и возрастным особенностям детей. Причем школьники перегружены фактическим материалом настолько, что уже на рассуждение, составление своего мнения, поиск связей между событиями нет ни времени, ни желания. Да этого и не задают.

Многие дети добираются в школу на общественном транспорте или автомобиле, а после школы посещают многочисленные кружки и дополнительные занятия, так что домой попадают уже к вечеру. И везде гонка, сроки, контрольные, . Учителя, родители, тренеры ждут достойного результата. Я не против дополнительных занятий и специализированных школ, но все должно быть в меру и по силам ребенка. Детям обязательно нужно свободное время, чтобы отдохнуть, расслабиться, подумать о своем, помечтать. А мы, родители, должны всегда поддерживать наших чад, не преувеличивать значения оценок и быть на стороне ребенка, а не школы. Еще важно помнить, что у ребенка должны быть психологические дренажи, разрядка. Тут каждый выбирает по себе - кому нужно погулять, встретиться с друзьями, кому поплавать в бассейне или побить грушу, а кому и поплакать.

Итак, самое главное в профилактике школьных неврозов это умеренные нагрузки и психологический комфорт , но также важны режим дня, физическая активность и . Здоровый режим дня предполагает сон не менее 8-10 часов, причем ложиться нужно не позднее 22 часов, ежедневную зарядку, прогулки на свежем воздухе в лесу или парке. Физкультура в несоревновательном, безнормативном режиме, хороши коньки, велосипед и, особенно, плавание. Рациональное питание включает все необходимое - каши, овощи, фрукты, зелень, сухофрукты, нежирное мясо и рыбу, сладости в разумных пределах. Полезны также массаж и закаливающие контрастные процедуры.

От всей души желаю нашим детям здоровья и «нормальной детской жизни».

Наболевшие вопросы родителей школьника - смотреть видео

Обзор материала

1. Введение.

В прошлом учебном году на уроках математики мы изучали тему «Статистические характеристики». Мне очень понравилось для различных рядов чисел вычислять статистические характеристики: среднее арифметическое, медиану, размах и моду.

Заинтересовавшись этой темой, я решила узнать, что такое статистика, как собираются данные и каким образом они обрабатываются.

Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации. Это значит, он должен извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать решения в разнообразных ситуациях.

Моя исследовательская работа будет актуальна для работы классных руководителей и родителей. Она может заинтересовать и учащихся школы. В своей работе «Статистика школьных заболеваний и их профилактика» я приведу результаты статистических наблюдений, проанализирую собранные данные и представлю результаты их обработки.

Объект исследования: учащиеся 1-8 классов моей школы.

Предмет исследования: заболевания учащихся.

Цель исследования: с помощью статистических методов исследовать состояние здоровья школьников.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения и выяснить, как собираются и группируются статистические данные, как можно наглядно представить статистическую информацию.

2. Собрать и обработать полученную информацию.

3. Интерпретировать результаты статистических исследований.

4. Наглядно представить полученную информацию.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что проводя статистическое наблюдение мои знания, подкреплённые практической работой, в области статистики расширятся.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

1. Изучение литературы и интернет источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

4. Беседа с фельдшером школы.

2. Теоретическая часть.

2.1 Определение статистики.

Стати́стика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Слово «статистика» происходит от латинского status - состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса « Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Согласно формулировке 1833 года, «цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».

Статистика дает сигналы о неблагополучии в отдельных частях механизма управления, показывая, таким образом, необходимость обратной связи - управляющих решений. Общие принципы и методы научного познания служат фундаментом для понимания и правильного использования статистической методологии. Итак, основной задачей статистики является сбор, учет, обработка и хранение сведений (информации), отображающих ход общественного развития.

К статистическим сведениям, пригодным для обобщений, предъявляется ряд требований:

данные должны быть максимально полными, но не отрывочными, случайно выхваченными;

данные должны быть абсолютно достоверными и точными;

данные должны соответствовать принципу единообразия, сопоставимости;

данные должны соответствовать принципу своевременности (сбор должен быть организован только в строго определенное время, но кроме этого, данные должны быть представлены так же в срочном порядке).

Статистическая информация может быть представлена в самых разных формах, в виде таблиц, диаграмм, графиков. Это позволяет:

Производить более сильное впечатление, чем цифры;

Лучше осмыслить результаты статистического наблюдения;

Правильно истолковать результаты статистического анализа;

Значительно облегчает понимание статистического материала;

Делает его наглядным, выразительным, лаконичным, доступным.

Сейчас статистику рассматривают как самостоятельную научную дисциплину. Статистика есть совокупность методов и принципов, согласно которым проводится сбор, анализ, сравнение, представление и интерпретация числовых данных.

Термин «статистика» употребляют ещё в двух смыслах. Во-первых, в обиходе под «статистикой» часто понимают набор количественных данных о каком-либо явлении или процессе. Во-вторых, статистикой называют функцию от результатов наблюдений, используемую для оценки характеристик и параметров распределений и проверки гипотез.

2.2 Виды статистики.

Сначала возникли демографическая статистика, медицинская статистика, экономическая статистика, потом метеорологическая, биологическая, финансовая, налоговая и т.д. В XX веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов.

Математическая статистика, наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов.
Одной из основных задач статистики является обработка информации. Конечно, у статистики есть много и других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности.

2.3. Сбор и обработка информации.

Основным методом сбора информации является метод статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Но это не всякий сбор данных, а лишь планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. От качества данных, полученных на первом этапе, зависят конечные результаты исследования.

Виды статистического наблюдения:

Систематическое наблюдение - текущее: наблюдение проводится на основе первичных документов, содержащих информацию, необходимую для достаточно полной характеристики изучаемого явления.

Статистическое наблюдение - периодическое. Примером может служить перепись населения.

Наблюдение, проводимое время от времени - единовременным.

Способы статистического наблюдения:

В зависимости от источников собираемых сведений различают наблюдение: непосредственное, документальное, опрос.

Непосредственным называют наблюдение, осуществляемое путем подсчета, измерения значений признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря - регистраторами.

Документальное наблюдение – это такое наблюдение, когда запись ответа на вопросы формуляра наблюдения производится на основании соответствующих документов.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.

Для обобщения систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводят в таблицы. ,

3. Практическая часть.

По нашей просьбе школьный медработник предоставила нам данные о заболеваниях, которыми болеют учащиеся нашей школы (результаты медицинского осмотра). Для систематизации данных, результаты мы оформили в виде таблиц.

Таблица №1. Начальные классы.

Таблица №2. Процентное содержание здоровых детей (начальные классы).

Из таблицы №1 и №2 мы видим, что меньше всего здоровых детей среди учащихся первых классов. Процент здоровых детей здесь составляет всего 27. Если взять всех учащихся начальных классов, то 49%, почти половина из них, только являются здоровыми детьми. Нам стало интересно, а какими заболеваниями болеют дети.

Таблица №3. Заболевания учащихся (1-4 классы):

Получив результаты, мы были очень сильно удивлены им. Ведь из 88детей, имеющих какое-нибудь заболевание, у 52 их них кариес. То, что касается учащихся первых классов, то, из 35 из них, у 28 кариес. Нам стало интересно, а почему мы получили такие результаты? И что делать? Оказывается, что кариес является одним из распространённых заболеваний у школьников.

Приготовив презентацию о правильном уходе за зубами, мы пошли на классные часы к нашим первоклассникам. Рассказав им о том, как надо правильно ухаживать за зубами, мы решили проверить, а как они ухаживают за своими зубами. Для этого им нужно было

внимательно прочитать каждое из перечисленных правил по уходу за зубами (в скобках сказано, почему их надо соблюдать). И если они выполняют то или иное правило, то напротив нужно поставить “+”, если нет – “-”. Правил было 12.

Обработав полученные данные, результаты мы представили в виде таблицы.

Таблица №4. Соблюдение правил первоклассниками.

Выполняют правила

Всего человек

Процент

От 1 до 3

От 4 до 6

34%

От 7 до 9

41%

От 10 до 12

16%

Из полученных данных, мы видим, что правильно ухаживают за своими зубами только 16% учащихся. 41% из них выполняют больше половины правил.

Лидерами по невыполнению являются 3 правила:

Чистят зубы 2раза в день – после завтрака и ужина всего 9 человек из 44, это 20%.

После чистки зубов делают массаж дёсен всего 3 человека, это 7%.

Стараются меньше есть сахара, конфет, печенья 5 человек, это всего лишь 11%.

Обработав данные о заболеваниях по 5-8 классам, результаты мы тоже оформили в виде таблиц.

Таблица №5. 5-8 классы.

Таблица №6. Процентное содержание здоровых детей (5-8 классы).

Изучив данные о заболеваниях, свои результаты мы представили в виде таблицы.

Таблица №7. Заболевания учащихся (5-8 классы):

Так как меньше всего здоровых детей среди учащихся восьмых классов, то мы решили посмотреть, а какими заболеваниями болеют эти дети. Обработав данные о заболеваниях по 8 классам, результаты мы оформили в виде таблиц.

Таблица №8. Заболевания учащихся 8 классов:

Заболевания

Всего учащихся

Кариес

Ожирение

Дефицит массы тела

Избыток массы тела

Нарушение зрения

Сколиоз

Бронхиальная астма

Хронический гастрит

Хронический периодонтит

Сахарный диабет

Обработав все данные, выбрав чаще всех встречаемые заболевания, мы решили сравнить количество болеющих ими детей в начальных классах и среднем звене, а затем сделать выводы.

Таблица №9. Сравнение.

Заболевания

1-4 классы

5-8 классы

Кариес

Нарушение осанки

Нарушение зрения

Избыточная масса тела и ожирение

Дефицит массы тела

4. Профилактика заболеваний.

Снижение зрения.

Чаще всего детские глаза страдают от близорукости (миопия), когда ребенок плохо видит вдаль. Реже у детей развивается дальнозоркость (когда глаза плохо видят вблизи), а также астигматизм, - специфическое понижение зрения. Благодатная почва для расстройств зрения - длительная зрительная работа на близком расстоянии: чтение, письмо, черчение, работа за монитором.

Падение зрения у школьников редко удается предотвратить. Однако минимизировать ущерб возможно. Лучшим методом профилактики считают правильную организацию рабочего места в комплексе с правильной тренировкой и отдыхом. Книги и тетради должны находиться не ближе чем в 30 см от глаз. Большая роль отводится освещению. Идеально, если ребенок сидит у окна, когда естественный свет падает слева. На переменах рекомендуется давать глазам отдых, а, придя домой, нельзя бросаться делать уроки или смотреть телевизор. Лучше всего прогуляться.

Необходимо тренировать мышцы глаз с помощью простых упражнений:

1. Несколько раз с силой зажмурить, а затем открыть глаза.

2. Вращать глазами сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

3. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.

Зарядку для глазных мышц нужно делать регулярно в течение дня, а при жалобах на усталость глаз, ощущение рези или песка в них нужно обращаться к офтальмологу.

Нарушение осанки.

Нарушение осанки - это последствие длительного сидения за партой школьников. Многие дети сутулятся, торчат лопатки, опущены плечи.

Причины сутулости: ученики не следят за правильной посадкой за партой. Привычная сгорбленность закрепляется тяжелым ранцем за плечами и усталостью мышц спины. Результат печален: при сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад - кифоз ("горб"), а при искривлении вбок - сколиоз.

Дети быстрее устают и чувствуют напряжение в спине и пояснице. Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать ранец, а носить его нужно на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на нее, мебель должна соответствовать росту.

В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения: ходьба по комнате на носках, пятках внутренней и внешней поверхностях стоп; приседания; наклоны вправо и влево, вперед; повороты вправо и влево. Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладется небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.

Кариес.

Чтобы избежать появления кариеса, следует предпринимать меры профилактики. Профилактика кариеса - это целый комплекс мероприятий, направленных на предотвращение данного заболевания, а также на повышение природного иммунитета с целью противостояния его развитию.

Основные методы профилактики: соблюдение максимально правильного рациона питания; соблюдение основных правил приема пищи и целенаправленное применение соответствующих препаратов для профилактики кариеса.

Специальные зубные пасты для лечения кариеса способствуют укреплению минеральных тканей зуба, а также предупреждают образование зубного налета благодаря введенному в ее состав соединения кальция, фосфора и фтора. Профилактическое и лечебное действие специальных паст объясняется тем, что фториды, применяемые местно, повышают устойчивость зуба ко всем неблагоприятным воздействиям. Фтор, проникая прямо в структуру зубной эмали, подавляет образование микрофлоры так называемого мягкого зубного налета, фиксирует в твердых зубных тканях фосфорно-кальциевые соединения и создает максимально прочную систему фторапатита. Лучшая зубная паста от кариеса - это паста, которая в себе содержит кальций и фтор.

Питание должно быть максимально сбалансированным. Какой-то специальной диеты для профилактики кариеса не существует, но нужно придерживаться определенных правил придерживаться. К примеру, рекомендуется свести к минимуму потребление продуктов, пагубно влияющих на зубную эмаль, к которым можно отнести: пирожные и шоколад; концентрированные соки; газировка. Кислыми яблоками также злоупотреблять не следует. Они не только нарушают кислотность слюны, но и не самым лучшим образом действуют на желудок.

Избыточный вес.

Основной причиной избыточного веса является так называемый энергетический дисбаланс между потребляемыми и расходуемыми калориями. Факторами, способствующими появлению избыточной массы тела и ожирения являются:

Неправильное питание с повышенным потреблением энергоемких продуктов с высоким содержанием жиров, углеводов и низким содержанием витаминов, минералов и других питательных микроэлементов;

Уменьшение физической активности (сидячий характер многих форм деятельности и отдыха, изменение способа передвижения).

Избыточный вес у ребенка и крайняя его степень – ожирение приводят к серьезным проблемам со здоровьем и вызывают ряд тяжелых заболеваний, среди которых: сердечно- сосудистые, диабет, скелетно-мышечные нарушения.

Если вес ребенка превышает установленный норматив, то нужно постараться снизить его с помощью таких способов.

1. Диета. Проводится под наблюдением педиатра или диетолога. Для снижения веса необходимо применение лечебной, низкокалорийной диеты.

Профилактика возникновения избыточного веса.

Режим питания должен быть 5-разовым, а тучным детям рекомендуется более дробный прием пищи - до 6-7 раз в сутки со строгим соблюдением режима. Распределение продуктов в течение суток очень важно для правильного питания и профилактики избыточного веса у ребенка. Калорийные, богатые животными жирами и белками продукты (мясо, рыба, яйца) следует включать в рацион в первую половину дня. На ужин рекомендуются продукты, которые легко усваиваются - молочно-растительные. В детский рацион должны входить все группы продуктов, особенно фрукты и овощи, как свежие, так и в отварном виде – это источники пищевых волокон. Детям со склонностью к ожирению не рекомендуется употребление манной крупы, макаронных изделий, белого хлеба. Тучным детям старшего возраста не желательно употреблять жирные сорта мяса, а мясо утки, гуся, любые сосиски, колбасы и т.п. необходимо исключить. К тому же при избыточном весе следует ограничивать употребление бананов, инжира, фиников, изюма, винограда, орехов, хурмы. Очень важно то, как родители сами относятся к еде. Придерживаться правильного питания должны все члены семьи - это станет важным воспитательным моментом и лучшей профилактикой ожирения и избыточного веса у ребенка.

Дефицит массы тела.

Многие родители считают, что дефицит веса - это неплохо, ребенку не грозит ожирение и отсутствие внимания противоположного пола. Однако недостаток массы не менее опасен, чем ее избыток.

Но нередко подростки и сами недоедают - из-за серьезного стресса или в попытке соответствовать стандартам красоты. Даже если у подростка нет лишних килограммов, присущие этому возрасту способы самооценки могут привести к слишком критичному отношению к своей фигуре и попыткам ее исправить.

Все начинается с «быстрых» и несбалансированных диет. «Постоянно худеющие девочки-подростки - это проблема, которая начинается с увлечения диетой, а затем может перейти в разряд психических заболеваний. Растущий организм недополучает витамины и целые группы питательных веществ и вынужден затормозить свое развитие. У подростка снижается мышечная масса, может нарушиться рост костей, половое развитие, пострадать функции мозга. Все эти изменения приводят к хроническим заболеваниям и требуют длительного лечения.

5. Выводы по исследованию.

Рассмотрев заболевания учащихся, используя данные, которые нам предоставила школьный медработник, можно сделать следующие выводы:

1. Глаза - это показатель того, как мы смотрим на мир. Мы видим, что происходит ухудшение зрения у учащихся и причины этому могут быть различными. Одна из основных причин - слишком большие нагрузки на органы зрения. Раньше дети всё свободное время пропадали во дворе, а сейчас их не оторвать от телевизоров, компьютеров, телефонов, планшетов. Ещё одной причиной является неправильное питание детей, причем даже в обеспеченных семьях. Многие дети не любят творог, морковку, яица. В итоге детский организм не получает всех жизненно важных макро- и микроэлементов и витаминов, необходимых для нормального зрения.

2.Количество детей с избыточной массой тела или ожирением в среднем звене тоже увеличилось, почти в два раза. Ожирение стало серьезной проблемой для здоровья детей и подростков. Ребенок, который страдает избыточным весом или ожирением, скорее всего, будет страдать от избыточного веса или ожирения в зрелом возрасте. Сложно выделить какой либо один фактор или причину, приведшую ребенка к ожирению. Ожирение связано со многими факторами, с привычками человека, образом жизни и окружающей средой. Генетика и некоторые заболевания также увеличивают шансы человека иметь лишний вес. Дети сегодня окружены многими продуктами и вещами, которые позволяют легко переедать и лишают их активности, а родители имеют меньше времени, чтобы готовить здоровую еду.

3. Наряду с избыточной массой тела, среди учащихся 5-8 классов есть и те, у кого дефицит массы тела и их не мало.

При дефиците веса организм испытывает нехватку полезных веществ, а кости не испытывают достаточной весовой нагрузки, поэтому костная масса не развивается и не набирает нужной плотности. Причины этому могут быть самые разные, в том числе и банальное недоедание девочками- подростками, изначально имеющими некоторые проблемы с фигурой.

4. Исходя из того, что у такого большого числа учащихся нашей школы кариес, можно сделать следующий вывод: многие родители склонны считать, что кариес зубов у детей – явление несерьёзное и неопасное. Ведь у них пока ещё молочные зубы, которые всё равно рано или поздно выпадут, а значит, и лечить это заболевание не стоит. Но а то, что касается самих детей, то данные анкеты говорят о том, что очень мало кто из учащихся правильно ухаживают за своими зубами.

6. Заключение.

Таким образом, проведя нашу исследовательскую работу, я поняла, что для того, чтобы информация легче воспринималась, ее можно представить в виде таблиц, диаграмм. Мы применяли эти способы представления информации для анализа исследования заболеваний учащихся моей школы.

В ходе исследования я проводила статистическое наблюдение, училась систематизировать, наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы. Думаю, что знания, полученные при работе над данной темой, пригодятся мне в дальнейшей учебе и в жизни.

Данную работу можно использовать для работы классных руководителей и родителей. Результаты её могут заинтересовать и самих учащихся школы.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Если вы не держите ребенка в вакууме и не приглашаете преподавателей домой для его обучения , вам так или иначе придется отдать ребенка в школу, где его ждет много нового, в том числе - типичные для любого среднестатистического школьника заболевания.

Самые популярные заболевания не меняются из года в год, большинство из них характерны для учеников средней и старшей школы, но если с детства обучать ребенка правилам личной гигиены, корректировать режим дня, учитывая - многих проблем удастся избежать. Добавьте сюда закаливание, спорт, благоприятную эмоциональную атмосферу в семье - и можете практически не волноваться: даже если какая-то «зараза» и прицепится, она вашему ребенку не страшна.

И все же, врага нужно знать в лицо:

: различные воспалительные заболевания слизистой желудка, это заболевание смены режима питания и стресса, чем часто отмечена школьная жизнь детей. Симптомы гастрита могут сильно различаться, но если ребенок потерял аппетит, есть изменения стула, раздражителен, бледен, жалуется на общее плохое самочувствие - обратитесь к врачу. В каждом конкретном случае будет назначено необходимое лечение, общей же рекомендацией является щадящая диета. «Нарушение режима питания - главная причина заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ребенок должен питаться трижды в сутки, минимум раз в стуки - горячее блюдо. Если ребенок несколько раз жаловался на боль в животе или тошноту, отказывался от еды, или были случаи расстройства пищеварения - возможно развитие дисбактериоза, необходимо обратится к специалисту », - советует педиатр Виктор Анатольевич Каминский.

: искривление позвоночника, быстропрогрессирующее и часто встречающееся у детей от 6 до 15 лет. К сколиозу в нашей стране относятся весьма равнодушно, а между тем от состояния позвоночника зависит здоровье многих внутренних органов, уже не говоря об осанке и походке. Причины сколиоза: тяжелые рюкзаки, сидячий режим, нехватка физической активности, несоразмерная росту ребенка высота столов и/или стульев, неправильное положение тела за партой. Показан осмотр у хирурга-ортопеда. Лечение: профилактическая и лечебная гимнастика.

: дефект зрения, при котором человек плохо видит предметы, находящиеся на некотором расстоянии от него. Несмотря на то, что близорукость - преимущественно наследственное заболевание, все чаще это результат длительной зрительной работы на близком расстоянии. Более 15% школьников страдают близорукостью, а в ВУЗах этот процент уже вдвое выше. Современная школьная практика, особенно в младших классах, предполагает частое пересаживание детей для коррекции зрения. Дома ребенок должен заниматься при хорошем освещении, не читать в темноте, стоит ограничить контакт с телевизором, компьютером, даже частое использование планшетов и телефонов влияет на зрение. Для детей младшей школы необходимы регулярные осмотры у офтальмолога не реже раза в год.

ЛОР-заболевания : «модные» заболевания, все чаще встречающиеся среди школьников разного возраста, ларингиты, синуситы, фарингиты… Большинство этих заболеваний развиваются на фоне перегревания или переохлаждения ребенка. При изменениях в поведении, болях в горле, покашливания, насморке, плохом аппетите необходимо обратится к врачу. Для диагностики и лечения необходима консультация отоларинголога.

: ассортимент этих заболеваний начинается со стандартных детских «краснух» и заканчивая гриппами всех мастей. При любом вирусном заболевании крайне важно вовремя обратится к врачу, изолировать ребенка и дождаться его полного выздоровления, прежде чем вернуть обратно в коллектив.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», - писал Ганс Селье, известный канадский эндокринолог. Более верного определения этому состоянию и не придумаешь. И, несмотря на убеждения некоторых взрослых, дети школьного возраста не в меньшей мере подвержены ему. О стрессовом состоянии детей написана не одна диссертация, мы же приведем здесь список материалов, которые помогут родителям разобраться в этой сложной теме:

На форуме сайт молодые мамы говорят о: , как бороться

Нейроциркуляторная (вегетососудистая) дистония - это не болезнь. Распространенный в наше время и среди детей, и среди взрослых, диагноз «ВСД» - комплекс симптомов различных заболеваний. «Изменение давления, повышенная чувствительность или апатия, нарушение сна, раздражительность - все это симптомы ВСД, результат уменьшения физической активности детей. Ребенок меньше двигается, происходит отложение солей и защемление тех или иных нервов, возникают нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, кровообращении, и, как результат, в работе нервной системы. Необходимо сократить время, проводимое ребенком в сидячем положении, перед книгой, за компьютером или телевизором. Важно чередовать периоды учебы и игры, физической активности, больше бывать на свежем воздухе, бегать, прыгать и т.д .», - комментирует педиатр.



Что еще почитать